Поволжский Образовательный Портал

Финансы и кредит. Программа производственной практики

Цель и задачи производственной практики

Производственная практика студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта является важнейшей составной частью подготовки специалистов и проводится на предприятиях, в учреждениях, организациях различных форм собственности, в инвестиционных и страховых компаниях, в кредитных организациях и т.д., в соответствии с получаемой в процессе обучения специальностью.

Целью производственной практики является закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в ВУЗе, на основе изучения опыта работы предприятия, а также овладение производственными навыками и основами научной организации труда.

Задачи производственной практики:

  • ознакомление со спецификой работы организации (предприятия), его структурой, основными функциями производственных и управленческих подразделений;
  • изучение внешних и внутренних нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организации (предприятия);
  • ознакомление с организацией обработки информационных массивов и потоков с использованием современных компьютерных технологий и телекоммуникационных систем, изучение используемых на предприятии средств программного обеспечения;
  • формирование у студентов навыков практической работы посредством участия в повседневной деятельности служб и подразделений организации (предприятия).

Организация производственной практики

Организацией производственной практики в институте непосредственно занимаются соответствующий учебно-методический центр (УМЦ) и выпускающая кафедра по специальности студента.

Функции УМЦ:

а)        определение в соответствии с учебным планом сроков прохождения практики для отдельных групп студентов и конкретной даты, до которой возможна подача студентом заявления на прохождение производственной практики с указанием базы практики, которую студент заочной формы обучения определяет самостоятельно;

б)        подбор совместно с кафедрами руководителей производственной практики из числа опытных преподавателей, ведущих занятия по специальным предметам;

в)        подготовка приказа на практику с указанием базы практики и руководителя практики от института;

г)         выдача студентам направлений на практику;

д)        прием у студентов и регистрация отчетов по производственной практике и предоставление их на проверку руководителям;

е)        хранение зачтенных отчетов в соответствии с нормативными сроками.

Функции выпускающей кафедры:

а)        подготовка программы производственной практики;

б)        обеспечение руководства производственной практикой силами преподавателей кафедры;

в)        анализ результатов практики и совершенствование ее организации.

Функции руководителя практики от института:

а)        утверждение представленного студентом графика прохождения практики;

б)        оказание консультативной помощи студенту при выполнении им заданий, определенных программой практики;

в)        проверка отчетов по производственной практике и их оценка.

Оформление результатов практики

По окончании практики студент составляет письменный отчет о прохождении производственной практики. Отчет объемом 12-15 страниц должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики в соответствии с программой практики по специальности.

Отчет должен быть завизирован руководителем практики по месту ее прохождения и представлен на проверку руководителю от института не позднее 20 дней после окончания практики, который оценивает по системе «зачет» или «незачет». В последнем случае студенту предоставляется возможность повторно представить отчет с внесением необходимых изменений.

Титульный лист отчета, график прохождения практики представлены в Приложении.

 

Программа производственной практики для студентов специальности

« Финансы и кредит »

(форма обучения: заочная, экстернат)

(База прохождения практики – учреждения государственной налоговой службы)

Федеральные налоги

Структура и должностные обязанности сотрудников отдела федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц; объекты обложения, плательщики, налогооблагаемая база, ставки, порядок исчисления и уплаты.

Региональные и местные налоги

Структура и должностные обязанности сотрудников отдела региональных и местных налогов. Перечень региональных и местных налогов: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Плательщики, объекты обложения, облагаемая база, ставки, порядок исчисления и уплаты.

Специальные налоговые режимы

Особенности налогообложения и уплаты. Порядок расчета единого налога при ЕНВД и при УСНО. Условия применения налоговых режимов и возможности их использования.

Налоговый контроль, учет и отчетность

Структура подразделения и должностные инструкции сотрудников, осуществляющих налоговый контроль и учет. Порядок постановки на учет. Налоговые проверки. Виды, порядок проведения, оформления результатов и рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Исполнение решений налоговых органов.

Учет сумм налогов, платежей и финансовых санкций. Отчетность о поступающих в бюджеты сумм налогов.

 

Программа производственной практики для студентов специальности

«Финансы и кредит»

(форма обучения: заочная, экстернат)

(База прохождения практики – банк)

Организационно-правовая основа деятельности банка

Устав банка и нормативные документы, определяющие его функционирование; статус и миссия; структура и система управления; положения о структурных подразделениях; кадровый состав банка; должностные инструкции сотрудников; виды предоставляемых услуг; маркетинговая и юридическая службы банка; организация делопроизводства; деловая этика в работе с клиентурой.

Операции по формированию банковских ресурсов

Порядок формирования уставного фонда (капитала) банка; правила выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов, банковских векселей; особенности работы банка по привлечению сбережений населения; эффективность депозитной политики; порядок получения и погашения межбанковского кредита; порядок рефинансирования коммерческих банков ЦБ России; порядок получения кредитов ЦБ.

Кассовые операции

Приходные и расходные кассовые операции; порядок организации межбанковских расчетов.

Учетно-ссудные операции

Документы клиента, необходимые для получения кредита: показатели кредитоспособности, ликвидность баланса, оборачиваемость средств, рентабельность, обеспеченность собственными источниками, кредитная история клиента, порядок составления заключения о финансовом положении клиента. Процедура оформления кредита: кредитный договор, открытие заемщику ссудного счета, методы контроля за своевременностью погашения целевым использованием кредита, механизм вексельного кредитования, размер ссуды при кредитовании под залог векселей, расчет дисконта и суммы кредита при учете векселей. Механизм ипотечного кредитования. Особенности кредитных отношений с физическими лицами по выдаче краткосрочных и долгосрочных ссуд.

Операции банков с ценными бумагами

Основные виды акций и облигаций, выпускаемые банком; порядок регистрации выпуска и проспекта эмиссии в ЦБ России; порядок реализации размещения эмитируемых ценных бумаг; порядок эмиссии других ценных бумаг; структура инвестиционного портфеля банка и методы управления им; методы определения доходности ценных бумаг и ее прогнозирование; доходность и ликвидность инвестиционной деятельности банка; методы снижения риска, связанного с инвестициями; основные направления инвестиционной политики; трастовые операции с ценными бумагами.

Комиссионно-посреднические операции

Лизинговые операции: виды, порядок предоставления; факторинговые операции: виды, порядок заключения и учет факторинговых соглашений; трастовые операции; операции по управлению имуществом в порядке опекунских функций по доверенности отдельных лиц; агентские услуги: хранение ценностей в сейфе, выполнение роли депозитария и агента по выплате дивидендов; расчетные операции: формы безналичных расчетов, электронные платежи.

Внешнеэкономическая деятельность банка

Порядок лицензирования операций с иностранной валютой; организация международных расчетов по экспортно-импортным операциям клиентов; порядок и правила различных форм расчетов; порядок проведения неторговых операций: покупка–продажа валюты физическим лицам; отчет банка о соблюдении им открытой валютной позиции других форм отчетности по валютным операциям; порядок выдачи и погашения валютного кредита.

 

Программа производственной практики для студентов специальности

«Финансы и кредит»

(форма обучения: заочная, экстернат)

(База прохождения практики – организация, предприятие)

Общая характеристика деятельности предприятия

Наименование, юридический статус (ОАО, ООО и т.д.), адрес; год создания и этапы развития; отрасль, основные направления деятельности, виды продукции, услуг; структура и система управления предприятием; положения о структурных подразделениях; виды деятельности; специализация; кадровый состав; финансовая служба предприятия.

Финансовые ресурсы и фонды предприятия

Источники собственных ресурсов – прибыль (отчет о прибыли и убытках), продажа имущества, акций, амортизация и т.д.; величина заемных средств – кредитов: краткосрочных и долгосрочных (баланс); динамика уставного, резервного капиталов, формирование и изменение фондов накопления, фондов потребления.

Оборотные средства предприятия

Динамика оборотных средств за 2-3 года; источники формирования оборотных средств; структура оборотных средств и период обращения; потребность в оборотных средствах и их классификация (по ликвидности).

Финансовое состояние предприятия

Анализ финансового состояния предприятия: оценка финансовых показателей за отчетный период, платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости, доходности предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).

Взаимоотношение с государством.

Наличие лицензии, перечень налогов отчисляемых в бюджет (федерального, регионального и местного уровней), работа с налоговой инспекцией и другими государственными, бюджетными органами.

Взаимоотношения с банковской системой.

Порядок открытия расчетного, валютного, депозитного счетов в банке; заполнение банковских документов в соответствии с положением о безналичных расчетах в России; анализ кредитоспособности предприятия, возможности и необходимости получения кредита в банке; перечень документов, требуемых для получения кредита в банке.