[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Пленарное заседание

Проект универсальной информационно-образовательной среды
системы образования

Лобачев С.Л.

Московский Государственный Университет Экономики,
статистики и Информатики

Office@dist.mesi.ru

В системе образования нашей страны многочисленные работы в области дистанционного образования и применения информационные технологий в учебном процессе носят узко направленный характер, ограничиваясь созданием конкретных прикладных программ для определенного курса или дисциплины. По состоянию на конец 1999 года в системе образования РФ практически не было законченных проектов результатом которых явилось бы развертывание в среде Интернет учебного процесса по полной программе высшего образования каким-либо вузом. Исключением является МЭСИ, который уже на протяжении двух лет ведет обучение через систему сетевого дистанционного обучения, разработанную специалистами НИИ ДО МЭСИ (http://web.ido.ru). Опыт предоставления образовательных услуг в среде Интернет, а также серьезный анализ существующих зарубежных систем открытого и виртуального образования, позволил этому коллективу поставить перед собой более глобальную задачу - задачу построения универсальной информационно-образовательной среды системы образования.

Такая среда создается как распределенная и обеспечивает:
· единые средства навигации, обеспечивающие пользователю возможность быстро и просто найти учебное заведение, независимо от места расположения и уровня подготовки специалистов, список учебных заведений обеспечивающих получение образования по конкретной специальности через их виртуальные представительства;
· универсальный набор сервисных служб, используемых преподавателями различных дисциплин в той степени, в какой этого требует методика изучения каждой конкретной дисциплины;
· единые каталоги информационных ресурсов, учебных заведений и специальностей предлагаемых ими через эту среду для обучения по сетевой технологии;
· виртуальные представительства учебных заведений интегрированные в эту среду и ведущие реальный учебный процесс, и ряд других характерных особенностей

В данной среде все учебные заведения равноправны и любое учебное заведение может создать свое виртуальное представительство, содержащее учебно-методические разработки любого уровня, задать условия их распространения и обучения в данном учебном заведении через Интернет и реализовать собственную методику проведения учебного процесса.

Процесс выбора учебного заведения или специальности, в информационно-образовательной среде завершается переходом к регистрации с последующей сдачей вступительных экзаменов и обучению. Условия приема в каждое конкретное учебное заведение определяется самим учебным заведеним.

Информационно-образовательная среда, построенная по сформулированным выше принципам получила рабочее наименование "Глобальной Виртуальный Университет" (ГВУ).

ГВУ соединяет в себе:
· современные технологии, предоставляемые Интернет;
· методические наработки конкретных учебных заведений;
· интеллектуальные ресурсы профессорско-преподавательского состава, независимо от места жительства;
· максимальную автономию и самостоятельность каждого учебного заведения имеющего свое виртуальное представительство в глобальном виртуальном университете;
· материальную заинтересованость каждого участника (от автора учебного пособия до учебного заведения в целом).

При разработке технологии работы учебного заведения со своим виртуальным представительством учитывалась недостаточная оснащенность многих учебных заведений России компьютерной и телекоммуникационной техникой, а также наличие во многих случаях низкоскоростных каналов связи. Поэтому была поставлена и решена задача обеспечения учебным заведениям равных возможностей по ведению учебного процесса в среде Интернет независимо от их технической оснащенности.

Решение поставленной задачи - построение информационно-образовательной среды, ведется путем создания однородной структуры, построенной на базе типового программного обеспечения "Виртуальный университет", наложенного на транспортную среду Интернет. Оно размещается в различных регионах на базе наиболее оснащенных вузов (например, в узлах сети RUNNET), образуя региональные виртуальные университеты (РВУ) ГВУ. ПО "Виртуальный университет" представляет собой программный комплекс функционирующий в среде СУБД Lotus Domino v. 4.6. и выше. Координация работ региональных виртуальных университетов строится на основе задаваемого системой распределения функций и регламента, а также оперативного взаимодействия администраторов на базе использования системного ЧАТ администраторов, а также видеоконференций.

Каждый региональный виртуальный университет (РВУ) состоит из виртуальных представительств (ВП) отдельных учебных заведений. Виртуальное представительство учебного заведения это программный комплекс обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов обеспечивающих учебный процесс в данном конкретном учебном заведении. Состав и содержание информационных ресурсов определяется самим учебным заведением, а набор сервисных служб обеспечивается ПО "Виртуальный Университет". Администрирование ВП ведет само учебное заведение, реализуя свою методику обучения и проводя собственную ценовую и административную политику.

В среде ГВУ обеспечивается полная административная и финансовая независимость каждого конкретного учебного заведения от других или иных административных структур. Взаимоотношения ВП с РВУ регламентируются типовым (в рамках ГВУ) договором.

Виртуальные представительства в составе ГВУ могут иметь высшие учебные заведения (государственные и не государственные), техникумы и колледжи, школы, коммерческие и иные образовательные структуры. Объединение виртуальных представительств определенного региона образует региональный виртуальных университет, а объединение региональных - глобальный виртуальный университет.

Информация о всех предлагаемых виртуальным университетом учебных программах и учебных заведениях составляет глобальный каталог ГВУ, обеспечивая возможность навигации (выбора) в среде глобального университета независимо от места расположения потенциального пользователя (студента), учебного заведения или места подключения пользователя к среде ГВУ.

Для технологической поддержки РВУ и ВП в структуре ГВУ предусмотрен консультационный пункт, обеспечивающий:
· авторское сопровождение и консалтинг;
· мониторинг системы в целом и анализ получаемых данных;
· модернизацию ПО по результатам анализа данных мониторинга или замечаниям РВУ и ВП.

Построенная таким образом система имеет в своем составе распределенную электронную библиотеку полнотекстовых учебно-методических и дополнительных материалов, складывающуюся из электронных библиотек ВП. Пользователь имеет доступ к интегральному каталогу этой библиотеки, а при обращении к конкретному материалу переадресуется системой в то ВП (учебное заведение), которое является держателем данного материала.

Создание типового программного обеспечения "Виртуальный университет" и проработка всего комплекса организационно-технических вопросов в рамках данного проекта, позволяет отдельным учебным заведениям сконцентрировать свои силы на разработке и совершенствовании учебно-методических материалов и методик сетевого обучения, используя среду Виртуального университета как универсальную оболочку для их размещения и реализации. Отметим, что в комплект учебно-методических материалов по отдельным дисциплинам могут входить не только гипертекстовые материалы, но и программы моделирования различных процессов.

Таким образом, глобальный виртуальный университет решает задачу интеграции в себе информационных и интеллектуальных ресурсов всей системы образования в целом.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100