[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Пленарное заседание

Структурно - логические схемы специальностей:
новый подход к организации открытого образования

Моисеев В.Б, Горбач С.П., Мошечков В.В.

г. Пенза, Пензенский технологический институт

В основе традиционных форм обучения лежит схема движения "студент к знаниям", что обусловлено уровнем развития образовательных технологий. Однако на рубеже ХХ - ХХI века, благодаря информатизации и компьютеризации всех сфер жизнедеятельности стал возможен обратный процесс - "знания к студенту".

Пензенский технологический институт вот уже более 10-ти лет является своеобразной "экспериментальной площадкой" по разработке, внедрению и развитию новых форм и средств обучения, основанных на информатизации учебного процесса. Ученые института в настоящее время разрабатывают "Концепцию региональной системы открытого образования", основные положения которой можно свести к трем принципам:
- эффективность и качество образования за счет реализации образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- доступность образования для всех категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области, и сокращение миграции молодежи в крупные города;
- адекватность образовательных услуг потребностям населения.

Создание открытого образовательного пространства подразумевает наличие современной методической базы, обеспечивающей высокую эффективность самостоятельной учебной деятельности студентов.

В нашем ВУЗе разработана система структурно-логических схем специальностей (СЛС), которые интегрируют информационные ресурсы, в том числе и методические разработки. СЛС представлены на бумажном носителе и в электронном виде.

Бумажный и электронный варианты схемы подразумевают наличие двух комплектов методического обеспечения. Первый представляет собой "портфель самодостаточных учебников" - книг, второй - это учебный сайт специальности, размещенный на WEB-сервере института в сети Internet.

Основой электронного вида представления учебных материалов является формат HTML. Это позволяет размещать структурно-логические схемы на WEB-сервере института (www.pti.ac.ru).

Структурно-логические схемы решают несколько задач, а именно:
1. Показывают весь спектр изучаемых дисциплин в рамках конкретной специальности с распределением по семестрам;
2. Показывают взаимосвязь дисциплин между собой и соответственно цели изучения каждой дисциплины;
3. Показывают основные разделы и темы, изучаемые в рамках дисциплины.

Однако основное назначение структурно-логической схемы - донести до студента логику организации учебного процесса, то есть взаимосвязь изучаемых предметов, их задачи и их взаимообусловленность.

Внутренняя логика построения структурно-логической схемы позволяет рассматривать ее как основу учебно-методического комплекса специальности. Каждая дисциплина в таком комплексе представлена в виде отдельной ячейки, которая дает студенту возможность ознакомиться с рабочей программой дисциплины, узнать задачи и место дисциплины в рамках специальности и перейти к электронному учебному пособию.

Электронное учебное пособие - это не только учебник, включающий текстовый теоретический материал с гиперссылками (дополненный при необходимости элементами мультимедиа), но и практическая часть и тесты. Содержательная часть пособия охватывает кроме обязательного минимума содержания образовательной программы по Государственному образовательному стандарту еще и дополнительный материал для углубленного изучения. Изучение дисциплины (раздела дисциплины) заканчивается тестированием.

Программной оболочкой предусмотрена возможность подключения к рабочему окну дисциплины нескольких электронных пособий различных авторов. Тем самым студенту предоставляется возможность выбора учебного материала и соответственно преподавателя.

Электронные учебники создаются по сценариям ведущих преподавателей института в специализированных мультимедийных лабораториях, которые полностью укомплектованы выпускниками нашего института. Большой вклад в создание электронных учебников вносят и студенты старших курсов. Мультимедийные электронные пособия CD-дисках пользуются достаточно большим спросом у различных групп пользователей и реализуются практически во все регионы России.

Структурно-логические схемы специальностей выставленные в локальной институтской сети на протяжении нескольких лет используются студентами в учебном процессе по очной и очно-заочной формам обучения, а также при самостоятельной подготовке.

В последние годы значительная часть внебюджетных средств института была направлена на финансирование научно-методических разработок и внедрение в регионе новых форм обучения. Институт располагает комплектом электронных учебников по большинству дисциплин наших специальностей. Это позволяет приступить к внедрению сетевой технологии обучения, которая использует в качестве транспортной среды глобальную компьютерную сеть Internet. Методической основой такой системы обучения нами приняты учебно-методические комплексы специальностей, реализуемые на интегрирующей платформе СЛС. Отталкиваясь от них обучаемый сможет свободно перемещаться в виртуальном открытом образовательном пространстве, выбирая, нужные ему специальности, дисциплины, учебные материалы, преподавателей и т.д.

Сейчас созданы и успешно функционируют представительства института в районных центрах Пензенской области. Часть представительств оснащена компьютерами, объединенными в локальные сети. Найден и успешно реализуется механизм использования административно-управленческих, корпоративных и коммерческих телекоммуникационных сетей в учебных целях. Студенты имеют возможность подключиться к локальной сети института и стать "регистрированными" пользователями. Кроме того, через WEB-сервер института районные представительства ВУЗа получают доступ к сети Internet.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100