[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Новые информационные технологии в школьном образовании"

Концепция создания сетевого учебного пособия по истории"

Алхазашвили Д.Н.

преподаватель истории Лицея Информационных Технологий № 1533

Попытки использования "электронных учебников" в школе приводят к выводу о том, что на уроке они вряд ли смогут заменить преподавателя и традиционный учебник. Причина проста: возможности доступа к компьютеру, которые может (и сможет в ближайшие годы) обеспечить среднестатистическая школа своему ученику крайне скудны. Компьютерный класс в учебное время может быть доступен преподавателям-предметникам лишь эпизодически, причем, как правило не тогда, когда это необходимо педагогу, а лишь в те немногие часы, когда этот кабинет никем не занят.

Следовательно, если исходить из реалистической оценки положения дел в российской школе, в настоящее время можно надеяться лишь на то, что электронные учебные пособия могут использоваться либо самим преподавателем для подготовки к уроку (поиск дополнительной информации, иллюстраций (очевидно, скорее всего в распечатанном виде), либо учениками в процессе самостоятельной исследовательской работы под руководством педагога. Таким образом, сама жизнь указывает ту сферу применения, где мультимедийные образовательные продукты могут эффективно существовать уже сейчас. Они почти идеально подходят для внеклассной работы или дистанционного образования.

Для выработки у ученика навыков самостоятельного анализа и формирования мировоззрения и гражданской позиции, необходимо обеспечить ему максимально широкий доступ к информации по тому или иному вопросу и представить различные точки зрения с соответствующей аргументацией. Для этого представляется разумным создать специализированную медиатеку (архиве источников - Д.А.), содержащей аудио-, видео- и текстовую (исторические источники, обзор историографии) информацию. Прежде всего, создатели такой медиатеки не должны быть ограничена стандартным объемом CD-ROMа. Во-вторых, подобная мультимедиа-библиотека обязательно должна быть открыта для изменений и обновления, что почти невозможно на CD. В связи с этим представляется оправданным уйти вообще от жесткой привязки электронных учебных пособий к CD и разместить медиатеку в локальной сети школы или может быть даже в Internet. Размещение медиатеки в Сети сделает ее, во-первых, открытой для различного рода дополнений, обновлений, адаптации под нужды конкретной школы и т.д., а, во-вторых, доступной для тех учеников, которые временно (из-за болезни) не могут посещать уроки в школе, и вообще, всех желающих. Наконец, значительный (не ограниченный объемом CD-ROMа) объем информации, содержащийся на сайте, во-первых, во многом снимет упреки в тенденциозности, т.к. можно будет представить различные точки зрения, а, во-вторых, позволит использовать его и как справочное пособие (скажем, при подготовке к поступлению в вуз).

Источники собранные и систематизированные в рамках медиатеки должны, как представляется, иметь два уровня доступа: первый - для преподавателей и наиболее "продвинутых" учащихся, которые уже готовы к самостоятельной исследовательской деятельности - предполагает доступ ко всем ресурсам медиатеки, снабженной, разумеется, поисковой машиной. Эта категория пользователей сама определяет, какие именно материалы им требуются и работают с ними самостоятельно. Второй (базовый) уровень - для остальной, большей части школьников. Для них к каждой теме урока (параграфу учебника) авторами медиатеки или (что принципиально!) самими преподавателями подбираются наиболее информативные документы и соответствующий методический аппарат в виде вопросов, заданий и пр. Знакомясь с этими материалами во внеурочное время (в школе, когда компьютерный класс свободен или из дома - через Internet) учащиеся смогут приобрести навыки самостоятельной работы с источником, самостоятельного анализа и подготовиться к обсуждению этих вопросов в классе под руководством учителя. Даже на базовом уровне вовсе не обязательно наличие систем контроля усвоения знаний, т.к. тестирование может выявить лишь уровень знания фактов, но никак не умение их анализировать (что для всех гуманитарных дисциплин как раз и является главным). Вопросы, формулируемые учителем для пользователей базового уровня, вовсе не должны предполагать немедленных ответов, правильность которых будет проверять машина. Их цель - задать направление анализа, стимулировать самостоятельные размышления для последующей семинарской работы.

Польза от такой медиатеки была бы незамедлительно оценена преподавателями, которые могли бы пользоваться ею как в процессе подготовки и проведения лекционных занятий (необходимая дополнительная информация и иллюстрации), так и (как было показано выше) семинарских занятий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с историческим источником. Полезна она оказалась бы и для учащихся, которые получили бы, во-первых, гораздо более наглядные и информативные лекции, а, во-вторых, возможность соприкоснуться непосредственно с историческим источником без каких бы то ни было посредников.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100