[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Новые информационные технологии в школьном образовании"

Подготовка педагогических кадров для системы дистанционного обучения

Моисеева Марина Владимировна, Кривощеков Виктор Анатольевич

Институт общего среднего образования Российской Академии образования (Москва),
Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)

mois@glasnet.ru
victor@urc.ac.ru

Развитие технологий дистанционного обучения в России, несмотря на высокие темпы, ставит перед учебными заведениями (вузами, институтами повышения квалификации работников образования и т.д.) ряд проблем. Помимо решения технологических вопросов (развития телекоммуникационных возможностей, например), насущной необходимостью является решение кадровых вопросов. Не секрет, что для создания дистанционных курсов, использующих технологии Интернет, их проведения, требуются специалисты определенной квалификации (методисты, координаторы, тьюторы и т.п.). Слепое копирование уже существующих очных и заочных курсов при переводе их на телекоммуникационную основу, как правило, не дает ожидаемых результатов. Качество подготовки "дистанционных" студентов получается низким по сравнению с традиционными методиками. Одной из причин, на наш взгляд, является недостаточная проработка методических и психологических подходов к проблеме как перевода учебного процесса на дистанционную основу, так и создания самих дистанционных курсов.

Если раньше при разработке какого-либо учебного курса достаточно было сил и квалификации одного-двух человек (как правило, это были лекторы и ведущие семинаров), то в процессе создания дистанционного курса, ориентированного на использование телекоммуникационных средств, необходимы усилия как минимум трех специалистов. Это - лектор (автор курса), знающий изучаемый предмет (курс), программист в области использования прикладного сетевого программного обеспечения и, что наиболее важно именно сейчас, методист, знающий как делать дистанционный курс. Самым слабым звеном в этой группе специалистов сегодня является именно наличие методиста с достаточной квалификацией в области телекоммуникационных и педагогических технологий.

Над решением этих проблем уже более шести лет работают специалисты "виртуального" научного коллектива из Лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО, возглавляемой проф., д.п.н. Полат Е.С., и Отдела глобальных сетевых технологий Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). За прошедшие годы ими разработана Концепция дистанционного обучения, создана уникальная методика проведения дистанционного обучения на базе Интернет-технологий. Среди разработанных и успешно проведенных дистанционных курсов, созданных этим коллективом, значительное место занимают курсы для системы повышения квалификации работников образования: "Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования", "Новые педагогические технологии", "Методика изучения компьютерных телекоммуникаций в школе". Благодаря подобным дистанционным курсам учителя могут совмещать работу в школе и учебу. Каждый из курсов рассчитан примерно на три месяца работы, хотя слушатели курсов имеют возможность учиться по индивидуальному графику. Учеба на дистанционных курсах ИОСО РАО и ЮУрГУ на деле означает организованный процесс обучения в условиях учебно-познавательной среды, созданной на сайте Интернет, находящемся в ЮУрГУ. Слушатели курсов работают с интерактивным электронным Web-учебником, выполнят серию индивидуальных и групповых исследовательских проектов и практических заданий, работают с тематическими образовательными ресурсами Интернет, проходят тестирование. Общение слушателей друг с другом и с преподавателями осуществляется с помощью онлайновых чатов, телеконференции и списков рассылки.

В настоящее время завершается экспериментальная апробация нового дистанционного курса, сориентированного на подготовку координаторов для системы дистанционного обучения. Этот курс создается при поддержке "Проекта Гармония" (Project Harmony Inc). Он построен на модульной основе, при обучении "дистанционных" студентов широко используются новые педагогические технологии, предполагающие активное общение всех участников обучения как друг с другом, так и с преподавателями, проводящими обучение. Будущие координаторы знакомятся с проблематикой дистанционного обучения, осваивают новые методы и формы обучения в условиях Интернет, готовятся к осуществлению индивидуальной и групповой работы со слушателями дистанционных курсов, изучая психолого-педагогические особенности организации обучения в условиях современной Интернет и т.д.

Особенностью данного курса также является и то, что в его создании и проведении принимали активное участие профессиональные психологи. Они обеспечивали онлайновые консультации для всех участников процесса обучения, проводили психологический мониторинг в рамках курса, формировали учебные группы на научной основе, с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей личности "дистанционных" студентов. Благодаря участию психологов в проведении курсов дистанционного обучения создается благоприятный психологический климат для общения всех участников обучения, снимаются стрессовые ситуации, связанные с работой в непривычных для большинства студентов условиях обучения в телекоммуникационной среде, осуществляется индивидуальная психологическая поддержка и консультации по построению индивидуальной образовательной траектории. Все это в немалой степени способствует тому, что дистанционная форма обучения становится не менее эффективной чем очное обучение.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100