[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Новые информационные технологии в школьном образовании"

Творческое взаимодействие в образовательной Интернет-среде

Рудакова Д. Т.

научный сотрудник Института общего среднего образования
Российской Академии наук,
образовательный координатор Программы "Обучение и доступ к Интернет" (Project Harmony),
г.Москва

В последние годы происходит процесс активного освоения Интернет-среды образовательными структурами. Взаимодействие в информационной Интернет-среде предполагает не только усвоение готовых знаний, но и передачу, производство новой информации в обмен на полученное, творческое взаимодействие на самых разных уровнях. Сегодня приходит понимание того, что поступательное развитие образовательной Интернет-среды обусловлено не технократическим усвоением ее реалий, а использованием возможностей творческого взаимодействия педагогов, совместным поиском решения проблем, стоящих перед школой.

Творческое взаимодействие, начатое в рамках проведения Программы межшкольных связей по Интернет в 1998 году, через список рассылки "Педсовет по средам" (pedsovet@projectharmony.ru pedsovat@ioso.iip.net ) успешно продолжает совместные поиски решения проблем освоения Интернет-технологий учителями-предметниками. Первый выпуск электронного еженедельника получили в апреле 1998 г. 40 школ, сегодня методический журнал объединяет более 700 школ России, Украины, Белорусии, Казахстана. Двухлетний опыт реального взаимодействия по животрепещущим вопросам применения технологий Интернет в образовательном процессе школы позволяет сделать некоторые обобщения. Материалы методического электронного еженедельника размещаются на страницах образовательного сайта "Школьный сектор" (http://school-sector.relarn.ru ), и сегодня, "перелистывая" его выпуски можно проследить "этапы большого пути", пройденного школами разных регионов России.

Здесь обсуждались и продолжают обсуждаться методики работы в сетевых проектах, вопросы создания и содержательного наполнения школьных сайтов; отражается ход работы над учебными квестами; проведение тематических чатов и видеоконференций; различных сетевых викторин и обучающих олимпиад. Творческое взаимодействие, осуществляемое на страницах еженедельного "Педсовета по средам" стала для многих педагогов систематической, изменило атмосферу в школах, "открыло двери" в глобальное пространство Интернет, подарило каждому участнику непередаваемое ощущение "моя провинция - центр Вселенной". И вместе с тем поставило на сегодня перед новыми проблемами необходимости взаимодействия в виртуальных методических объединениях, последовательного внедрения технологий Интернет в урочную деятельность. Путь, пройденный участниками "Педсовета", от сетевого проекта до создания виртульных предметных кабинетов и виртуальных методических объединений, свидетельствует об эффективности такого вида творческого взаимодействия в образовательной Интернет-среде.

Среда и предполагает взаимодействие в самых различных направлениях и на разных уровнях, здесь можно наблюдать "горизонтальные" и "вертикальные" взаимодействия. Взаимодействие учителя-предметника при проведении сетевых инициатив начинается в школе с информатиком, коллегами, ведущими другие предметы, поскольку природа сетевого проекта носит интегративный характер, можно условно определить как "горизонтальное". Расширяясь, творческое взаимодействие учителей охватывает школы округа, региона, благодаря существующим спискам рассылки, в частности, "Педсовета по средам", которое дает уже чувство сопричастности к решениям общих проблем, волнующих коллег из разных регионов. Здесь осуществляется возможность поделиться своими открытиями, познакомиться с находками предметников в других школах, пополнить методическую копилку, открывается возможность создания базы данных по предметным циклам, чтобы не было необходимости заново "изобретать велосипед". Следующий уровень расширения творческого взаимодействия условно можно обозначить как международный, участие в проектах со школами из других стран, в международных конкурсах по созданию образовательных сайтов (ThinkQuest) дает возможность познакомиться с культурой, менталитетом людей другой страны не по источникам, а непосредственно, в живой переписке по электронной почте, что способствует пониманию общности проблем на планете, развитию глобального мышления.

Творческое взаимодействие в рамках школ между учителями, открывшими для себя огромные перспективы в плане использования Интернет-технологий на уроках и во внеклассной деятельности, при условии поддержки сетевых инициатив школьной администрацией, методистами учебного округа, понимания необходимости продвижения Интернет в школу на уровне региона получает необходимый импульс, понимание и поддержку, т.е. осуществление и "вертикального" взаимодействия. Говорить о взаимодействии по вертикали гораздо сложнее, так как это связано и с материальными вопросами, и с позицией "это лишняя головная боль", но тем не менее отдельные примеры такой действительно творческой поддержки отражаются в письмах "Педсовета", что дает повод надеяться на лучшее.

При активном творческом взаимодействии и по горизонтали , и по вертикали, можно говорить о прорыве школы в образовательное пространство, что дает свои весомые результаты, как пишут участники "Педсовета", для которых работа в школе уже не мыслится без Интернет-технологий. Это и создание особой творческой атмосферы в школе, это учет в расписании и тематическом плане намечаемых сетевых проектов, викторин, олимпиад, постоянные контакты с зарубежными школами и между школьниками, и между педагогами, и как следствие - изменение статуса школы, престиж в глазах родителей и общественности города, района.

При поддержке на уровне округа, региона возможно
- выделение столь необходимой для проведения сетевой работы ставки координатора,
- выделение дополнительных часов на организацию и проведение проектных исследований и оформление результатов, что требует кропотливой работы и предметников, и информатиков, работа которых на сегодня ведется практически на одном энтузиазме;
- учет работы с новыми информационными технологиями при аттестации учителя, так как работа в образовательной Интернет-среде безусловно способствует творческому росту учителя, требует от него постоянной рефлексии, творческих исканий;
- организация семинаров на уровне города, где учащиеся и учителя могут поделиться своими открытиями, сделанными на пути освоения Интернет-технологий;
- расширения возможностей проведения обучающих курсов для учителей-предметников (Иркутск, Омск), начатых в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет" в 14 городах России ("Проект Гармония").
Поверив в свои силы, коллектив творчески работающих педагогов стремится изыскивать дополнительные возможности для развития своей школы, инициирует участие в конкурсах, оформляя проекты для подачи на гранты, осуществляя поиск заинтересованных спонсоров.

Таким образом, следует особо подчеркнуть роль творческого взаимодействия на самых различных уровнях и направлениях, которые создают возможности саморазвития школы, творческого роста учителей, позитивных изменений в плане освоения Интернет-среды всеми участниками образовательно процесса.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100