[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Технологии дистанционного обучения в системе качества АО "АвтоВАЗ"

Соловов А.В.

Самара,
Центр новых информационных технологий при аэрокосмическом университете

Ярыгин С.А.

Тольятти, Дирекция по качеству АО "АвтоВАЗ"

Современная потребность в постоянном образовании вызвана одновременным воздействием социальных, экономических и технологических факторов. Цивилизованное общество находится на пороге периода, когда дополнительная подготовка рабочих и служащих устаревает в течение трех-пяти лет. Так в 1995 году расходы на подготовку и обучение специалистов в США в пределах организаций достигли приблизительно 52 миллиарда долларов или 0.7% внутреннего валового продукта, что составляет почти четверть от расходов на высшее образование. Учитывая ежегодный рост, составляющий 5-6%, одни только расходы на подготовку и обучение кадров, производимые компаниями, превзошли общий рост ВНП, составляющий 2-2.5% [1].

Потребность в обучении в течение всей жизни еще больше усиливается тем, насколько часто люди меняют место работы. Было подсчитано, что после начала рабочей деятельности человек меняет место работы в среднем 6-7 раз. Служащие всех уровней высоко ценят возможность повысить свою квалификацию, чтобы повысить свою цену на рынке труда, как в случае, если они хотят остаться на прежнем месте работы, так и в случае перехода на новую работу. Как следует из опроса Computer World под названием "Что делает компанию хорошим местом работы", возможность повышения квалификации оценивается как важный критерий. Сорок из 100 компаний, выбранных в качестве "наилучшего места работы", официально предоставляют от 7 до 10 дней в году для обучения персонала. Установлено, что привлечение образованной и высококвалифицированной рабочей силы и обеспечение служащих возможностью постоянного повышения квалификации создает основу для обучения в рамках организации, что является единственным, долговременным и надежным преимуществом организации перед конкурентами [2].

Объединение различных факторов создало ситуацию, когда организации требуют от своих сотрудников быстрого и постоянного приобретения новых знаний и навыков. Вместе с тем, несмотря на то, что служащие заинтересованы в личном и профессиональном развитии, побочные эффекты аудиторного образования (такие как передвижение сотрудников) оказывают все большее влияние на работу предприятия. Чтобы справиться с этой ситуацией, корпорации, наряду с центрами подготовки и высшими учебными заведениями, ищут возможность: увеличить скорость, универсальность и доступность обучения персонала; снизить расходы, связанные с тем, что аудиторное обучение является единственной формой передачи учебной информации; распространить знания и опыт преподавателя на как можно большее число учащихся.

Растущий рынок постоянного обучения и условия этого рынка, приведенные выше, вызвали рост предложений в области дистанционного обучения (ДО). Эти новые модели обучения разработаны для того, чтобы удовлетворить потребность в постоянном обучении при помощи целого диапазона универсальных средств. В целях экономии корпорации обращаются к современным технологиям, ожидая, что они помогут им в распространении более универсальных образовательных возможностей. Новейшие образовательные технологии обеспечивают обучение служащих непосредственно на рабочих местах, исключая расходы на передвижение и другие сопутствующие расходы. Обучение становится доступным не по расписанию, а тогда, когда оно действительно необходимо служащему.

Перечисленные выше факторы, основанные на анализе публикаций зарубежных авторов, в последние годы становятся актуальными и для многих российских предприятий. Потребность в новых методах обучения была четко осознана на АО "АвтоВАЗ" несколько лет назад, когда на предприятии началась работа по созданию специализированной системы качества, соответствующей международным стандартам ИСО 9000. Целевая подготовка персонала входит в число обязательных функций систем качества в соответствии с ИСО 9000, причем общие принципы управления качеством и статистические методы регулирования технологических процессов должны быть освоены, естественно на разном уровне детализации, всеми руководителями, специалистами, рабочими.

Огромные масштабы АО "АвтоВАЗ" придают проблеме подготовки и переподговки кадров по вопросам качества особый характер. Отдельные производства корпорации - это по своей структуре и масштабам огромные заводы. В сферу функционирования системы качества вовлечены также многочисленные поставщики комплектующих изделий и материалов (порядка 400 предприятий). Таким образом, получается чрезвычайно огромный, весьма неоднородный по составу и географически разбросанный конгломерат служащих и рабочих, нуждающихся в подготовке по вопросам качества.

Тотальный характер такой подготовки, новизна проблематики, отсутствие учебно-методического обеспечения, малочисленность подготовленных преподавателей, необходимость отвлечения большого количества рабочих, специалистов и руководителей от основной работы на длительные сроки для учебы существенно затрудняют применение традиционных лекционно-семинарских методов обучения. К тому же эти методы в дидактическом плане крайне неэффективны, являясь по своей сути репродуктивными, ориентированными на пассивное восприятие учебной информации, передаваемой преподавателем. Поэтому одной из центральных идей раздела подготовки и переподготовки кадров проекта развития системы качества АО "АвтоВАЗ" стала концепция использования информационных технологий ДО [3].

В основу этой концепции были положены теория и технология системы КАДИС, ориентированные на создание многокомпонентных комплексов учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную когнитивную деятельность обучающихся [4]. Такие комплексы могут включать различные компоненты: учебные пособия на бумаге, видео- или аудиокассеты для первоначального знакомства с учебным материалом; электронные мультимедийные учебники для осмысления и закрепления теории; тестовые системы для контроля знаний; компьютерные тренажеры для формирования и развития профессиональных умений; пакеты прикладных программ для автоматизации расчетов в ходе решения учебных, а в дальнейшем и реальных задач. Доставка учебных материалов обучающимся может осуществляться в виде кейсов с бумажными пособиями, видео- и аудиокассетами, дискетами, CD ROM, либо по каналам телекоммуникаций Интернет/интранет.

Специалистами Поволжского отделения Российской инженерной академии совместно с сотрудниками Дирекции по качеству АО "АвтоВАЗ" подготовлен ряд учебных комплексов по вопросам качества [5].
1. Управление качеством продукции на основе стандартов ИСО 9000.
2. Перечень вопросов и рекомендуемых ответов по курсу "Управление качеством на основе международных стандартов серии ИСО".
3. Статистические методы анализа качества.
4. Современные системы качества. Разработка и подготовка к сертификации.
5. Словарь по качеству.
6. Справочник по системе качества для руководителей и специалистов.

Использование этих учебно-методических комплексов, включающих компьютерные обучающие программы и соответствующие учебные пособия, позволяет осуществлять подготовку и переподготовку кадров в режиме дистанционного обучения, что, как показывает опыт, повышает эффективность учебной деятельности.

Литература
1. Department of Commerce: Bureau of the Census, International Trade Administration.
2. Senge Peter, The Fifth Discipline, Doubleday, 1990.
3. Ляченков Н.В., Кокотов В.Я., Соловов А.В. Новые информационные технологии в системе качества "АО АвтоВАЗ"// Стандарты и Качество, 1997, N 12. - с. 40-43.
4. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения/ Учебное пособие. - Самара: СГАУ, 1995. - 140с.
5. Годлевский В.Е., Карпилова О.М., Изюменко Г.Н., Красный Ю.Г. Организация обучения персонала АО "АвтоВАЗ" в области качества// Надежность и контроль качества, 1999, N 8 - с. 88-90.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100