[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Использование элементов дистанционного образования
в практике работы кафедры физического воспитания

Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В.

г.Самара.
Самарский государственный аэрокосмический университет

Физическое воспитание в вузах на практике ограничивается в основном развитием физических качеств и обучением двигательным действиям. Существенно отстают те направления, которые связаны с овладением специальными систематизированными знаниями и методами, обеспечивающими достижение практических результатов - теоретическая и методическая подготовка. Недостаток соответствующих знаний, методических умений и сформированных потребностей приводит к тому, что за пределами учебных занятий (по расписанию) студенты, а после окончания вуза - подготовленные специалисты, не могут правильно распорядиться своими психофизическими возможностями, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье.

Поэтому в настоящее время большое значение придается усилению образовательной направленности учебного процесса по физическому воспитанию [3,7,8].

Впервые в учебной программе по физической культуре представлен подраздел "Методико-практические занятия", которые "...предусматривают освоение, самостоятельное расширенное и творческое воспроизведение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта" [8, с.22]. Правильность такого подхода для усиления образовательной направленности учебных занятий по физическому воспитанию в вузе не вызывает сомнений. Трудности видятся в практической реализации, т.к. введение методико-практических занятий за счет сокращения учебно-тренировочных (уменьшения и без того небольшой двигательной нагрузки) представляется нецелесообразным.

Выходом из этого положения может стать самостоятельное изучение студентами теоретического и методического материала учебной программы. Для этой цели на кафедре физического воспитания Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) на основе системы Комплексов Автоматизированных Дидактических Средств (КАДИС) [6], разработанной в Центре новых информационных технологий (ЦНИТ) СГАУ, созданы и внедрены компьютерные учебные курсы [1,2,4,5]. Данные учебные курсы для операционной системы MS DOS размещены на сервере ЦНИТ СГАУ по адресу: http://cnit.ssau.ru/kadis/phculture.htm для свободного пользования.

Студенты имеют возможность получить учебные курсы для установки на своих компьютерах с целью изучения учебного материала, закрепления знаний в режимах "тренажа" и "контроля". В конце 6-го семестра третьего курса на компьютерах кафедры преподавателями осуществляется контроль самостоятельной подготовки с проставлением оценки.

Анализ сдачи студентами зачета по теоретическому и методическому разделам учебной программы показывает, что те студенты, которые в своей подготовке использовали компьютерные учебные курсы, показали более высокий уровень подготовленности в отличие от тех, которые в своей подготовке использовали лишь учебное пособие. Так, например, из тех студентов, которые в своей подготовке использовали компьютерные учебные курсы 62,5% сдали зачёт на "отлично", 25% - на "хорошо", 12,5% - на "удовлетворительно". Из тех же студентов, которые использовали в своей подготовке только учебное пособие, лишь 5% сдали зачёт на "отлично", 18,5% - на "хорошо", 27% - на "удовлетворительно", а 49,5% получили неудовлетворительные оценки.

Компьютерные учебные курсы "Атлетическая гимнастика" и "Методические и практические основы физического воспитания студентов" созданы также на компакт-диске для операционной среды Windows 95/98. Данные курсы имеют большой объём графического, видео и аудио материалов.

В настоящее время готовится сетевой вариант учебного курса "Методические и практические основы физического воспитания студентов", который будет размещён на сервере ЦНИТ СГАУ.

Четырёхлетний опыт применения автоматизированных учебных курсов на нашей кафедре как элементов дистанционного обучения показал правильность выбранного направления теоретической и методической подготовки студентов по физическому воспитанию и с развитием сетевых компьютерных технологий возможности такой подготовки будут несомненно возрастать.

ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов В.М. Компьютерный курс по основам физического воспитания. Методические указания / Самара, СГАУ,1997, 39 с.
2. Койчев В.И., Пономарев В.С., Гаршин В.А. Атлетическая гимнастика. Методические указания. Самара: СГАУ, 1994, 19 с.
3. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. О программных основах вузовского физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры, 1990, №3. С.15-18.
4. Пономарев В.С. Оздоровительный бег. Методические указания. Самара: СГАУ, 1995, 35 с.
5. Пономарев В.С. Контроль и самоконтроль физического развития. Методические указания. Самара СГАУ, 1997, 25 с.
6. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. 138 с.
7. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного образования (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры, 1998, №5, с.11-15.
8. Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М., Госкомвуз РФ, 1994, 35.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100