[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Об опыте применения информационных технологий обучения
на химфаке СамГУ

Дерябина Г.И.

СамГУ

Соловов А.В.

ЦНИТ СГАУ

В последнее годы акценты в развитии и использовании информационных технологий обучения (ИТО) все более смещаются от аудиторных занятий в компьютерных классах к самостоятельной работе учащихся в электронных залах библиотек, в локальных сетях вуза и школы, на персональных (домашних) компьютерах. Серьезной проблемой в эффективном использовании таких форм учебной работы является ее недостаточное учебно-методическое обеспечение. Нередко администрация учебных заведений считает главной задачей в информатизации учебного процесса создание материально-технической базы и не уделяет достаточного внимания разработке "мягкого" продукта учебного назначения. Хотя известно, что подобные разработки, связанные с привлечением специалистов высокой квалификации как в предметной области, так и в сфере мультимедиа-технологий, требуют гораздо больших организационных усилий и часто более значительных финансовых затрат, чем закупка оборудования.

Кафедра органической химии СамГУ совместно с ЦНИТ СГАУ в течение ряда лет ведет работу по созданию и использованию комплексов учебно-методических и программно-информационных средств, предназначенных для поддержки учебного процесса. Разработан ряд комплексов (версии для MS DOS, Windows 95/98, Internet) по органической химии и высокомолекулярным соединениям для студентов специальностей "химия" и "биология", а также для учащихся средних школ и подготовительных курсов [1-4], см. также http://cnit.ssau.ru и www.uic.ssu.samara.ru/~chemistry.

При создании компьютерных систем учебного назначения, как показывает наш опыт, необходимо выполнение ряда важных требований (что, к сожалению, не всегда учитывается в некоторых аналогичных разработках):
· четкое структурирование и систематизация учебной информации (модель содержания и модель освоения учебного материала);
· простота навигации;
· логически обоснованная система интерактивных элементов;
· использование не только иллюстративной, но и когнитивной функции компьютерной графики и анимации;
· разработка системы тестов для тренажа и контроля на различных уровнях усвоения знаний (знакомство, воспроизведение, применение).

Реализация этих требований достигается с помощью технологии системы КАДИС [5], имеющей четкую дидактическую основу, методику проектирования компьютерных учебных систем и обеспечивающей комплексный подход к процессу освоения учебного материала (от знакомства с теорией до решения нетиповых задач).

Роль ИТО существенно возрастает в современных условиях реформирования системы образования. Необходимость в специалистах, владеющих ИТО, подтверждается включением в учебные планы университетских специальностей дополнительной дисциплины "Новые информационные технологии в учебном процессе". Нередко этот курс понимают как продолжение курса информатики, где информационные технологии являются объектом изучения, и посвящают его изучению информационных технологий общего назначения в качестве средств автоматизации деятельности учащегося, преподавателя, администратора (текстовые, табличные процессоры, графические редакторы и т.п.). На наш взгляд, основной акцент этой учебной дисциплины в университетском образовании должен быть сделан на информационных технологиях как средстве обучения, т.е. на ИТО.

На химическом факультете СамГУ накоплен определенный опыт в преподавании курса "Информационные технологии обучения", который в течение ряда лет велся как дисциплина специализации. В основу этой дисциплины был положен соответствующий курс, разработанный в ЦНИТ СГАУ для ФПК преподавателей и аспирантов вузов. В настоящее время в рамках общего курса "Новые информационные технологии в учебном процессе" студенты химического факультета изучают основные направления применения информационных технологий в образовании, методику проектирования комплексов автоматизированных дидактических средств, основные аспекты дистанционного обучения и инструментальные программные средства ИТО. При выполнении практикума и зачетной работы студенты проектируют учебный комплекс по выбранному разделу какой-либо учебной дисциплины, разрабатывают его фрагмент и выполняют подготовку фрагмента автоматизированного учебного курса (АУК) с помощью инструментальной среды системы КАДИС и др. программных средств. В средства обеспечения курса входят: учебное пособие объемом 140 с. [5], компьютерный учебник по дидактическому проектированию для осмысления и закрепления теоретического материала, инструментальные программные средства для выполнения лабораторных и зачетных работ.

Анкетирование, проведенное среди студентов, показало достаточно высокий уровень интереса и понимания необходимости данного курса.
Из анкет студентов 4 курса химического факультета:
· "... научилась выбирать и конкретизировать учебный материал, формулировать требования к его изложению и усвоению, строить последовательность изложения, осуществлять тестирование".
· " ... работа, проделанная в рамках этого курса, учит систематизировать, искать, анализировать информацию, выделять в ней главное".
· "... научился структурировать информацию и представлять ее в удобном и компактном виде... Думается, что АУКи по разным химическим дисциплинам могут оказать неоценимую помощь при их изучении в университете, особенно, в ситуациях, когда учебные часы на предметы сокращаются".

В заключение необходимо отметить, что высокий научно-педагогический и технический потенциал университета при соответствующей организационной поддержке администрации позволяет решать такие задачи, как разработка учебно-методических компьютерных комплексов для традиционного и дистанционного образования, подготовка специалистов для системы открытого и дистанционного образования, использование технологий Интернет не только как средства выхода во внешний мир, но и как возможности внутрисетевого общения и предоставления информационного сервиса в обучающей деятельности.

Литература
1. Дерябина Г.И., Названова Г.Ф., Соловов А.В. Введение в органическую химию. Часть I. Химическая связь и взаимное влияние атомов в органических соединениях. Самара: "Самарский университет", 1997. - 83 c.
2. Дерябина Г.И., Кантария Г.В., Соловов А.В. Введение в органическую химию, 10 класс. Самара: ЦНИТ СГАУ, 1998. - 74 с.
3. Дерябина Г.И., Соловов А.В. Компьютерный учебный комплекс "Высокомолекулярные соединения". Самара: "Самарский университет", 1997. - 22 с.
4. Дерябина Г.И., Соловов А.В. Сополимеризация. Самара: "Самарский университет", 1994. - 53 с.
5. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения/ Учебное пособие. - Самара: СГАУ, 1995. - 140 с
.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100