[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Педагогические импликации онтологического статуса
виртуальных учебных микромиров

Евдокимова М.Г

Московский государственный институт электронной техники
(технический университет)

В последнее время все более распространенной компьютерной формой обучения иностранным языкам становится конструирование виртуальных учебных микромиров. Микромиры представляют собой, как известно, стилизованные иконические изображения ситуации с помощью организованной совокупности знакомых предметов, размещенных в воображаемом трехмерном пространстве, которыми можно манипулировать с помощью передвигающейся виртуальной же руки, управляемой мышью. Обучаемый при работе с такой обучающей программой погружается в некую ситуацию, в которой он может вступить в беседу на иностранном языке с виртуальным учителем. При этом задается ситуация, мир, или микромир как визуальная репрезентация/модель/воспроизведение ситуации, в которой как ученик, так и учитель могут производить некие действия/операции над предметами, а также общаться в письменной форме. Такого рода микромиры предоставляют ученику возможность выбрать тот или иной микромир, тот или иной язык и стратегию обучения и попрактиковаться в использовании иностранного языка в процессе общения с виртуальным учителем. Нас будет интересовать онтологический статус объектов микромира, характер взаимодействия обучаемого с микромиром, виртуальным учителем и учебной ситуацией в целом. Объекты, населяющие виртуальные учебные микромиры, существуют в пространстве и во времени, и в этом смысле они реальны. Однако эти объекты обладают весьма ограниченным набором преимущественно визуальных свойств, таких как форма, размер и цвет. Они почти не подвержены воздействию других объектов и лишены фундаментальных физических свойств, таких как масса и температура. Лишены они также и некоторых функциональных характеристик, например, они не могут испортиться или разбиться в том смысле, как это делают объекты реальные. Кроме того, они не участвуют в социальных отношениях, поскольку никому не принадлежат. Хотя отсутствие некоторых из указанных свойств может быть восполненено по мере совершенствования компьютерных технологий, однако всегда можно будет обнаружить такие свойства, которых виртуальным объектам недостает по той простой причине, что набор свойств реальных объектов неисчермаем. Такая обедненность свойствами у виртуальных объектов вызвана их "бестелесностью". Внутренние представления объектов в программе, которая их моделирует и ведет учет их состояний, существенно не тождественны физическим телам реальных объектов, обладающих свойствами, характер восприятия которых человеком предопределен особенностями наших органов чувств. Поскольку виртуальные объекты можно увидеть, но нельзя потрогать, их можно характеризовать как объекты-тени. То же относится и к действиям, которые можно производить в виртуальных микромирах. Эти действия осуществляются специфическим образом, отличным от соответствующих действий в мире реальном.

Ограничены также и коммуникативные возможности виртуального учителя. Основная функция виртуального учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве партнера по общению, который постепенно "погружает" обучаемого в новый язык. Погружение осуществляется посредством того, что обучаемому приходится действовать и беседовать с виртуальным учителем в контексте микромира. Виртуальный учитель может также производить операции в микромире, вступать в речевое взаимодействие с обучаемым и принимать дидактические решения. Диалоги между обучаемым и виртуальным учителем имеют характер обмена двумя или более репликами, в которых учитель и ученик по очереди задают вопросы, отвечают на них, комментируют происходящее, высказывая некие суждения о микромире. Содержание диалогов, в которые вовлечены ученик и виртуальный учитель, определяется ситуацией , а предоставляемые языковые средства служат для вербального оформления реплик. Эти диалоги могут быть описаны с помощью учебных схем или сценариев, в которых определяется порядок следования и содержание производимых действий и высказываемых суждений.В процессе взаимодействия с обучаемым виртуальный учитель проявляет различные аспекты лингвистической компетенции, такие как способность понимать предложения, которые вводит обучаемый, генерировать предложения, соответствующие текущему состоянию ситуации/контексту микромира, и инициировать обмен репликами (речевыми актами), то есть осуществлять речевое взаимодействие требуемого уровня сложности. Таким образом, в этих взаимодействиях виртуальный учитель принимает участие в решении целенаправленных задач и демонстрирует способность уместным образом отвечать на реплики обучаемого, проявляя при этом лингвистические умения, позволяющие ему вступать в кажущееся осмысленным речевое взаимодействие с обучаемым. Таким образом, виртуальный учитель владеет набором компетенций, присущих субъекту деятельности/агенту, и сам является разновидностью субъекта, поскольку целеполагание и способность общаться в интересах достижения цели, являются основными характеристиками деятельности. С другой стороны, очевидно, что виртуальный учитель лишен многих умений, необходимых для осуществления полноценной деятельности. Несмотря на используемые для его создания методы искусственного интеллекта, включая многоязычный естественноязыковой процессор, его интерактивные возможности сводятся к обработке и генерации очень коротких последовательностей лингвистических и пространственных шагов строго ограниченного типа. В большинстве случаев взаимодействие между виртуальным учителем и учеником сводится к тому, что учитель печатает на экране предложение, ученик воспринимает это предложение как команду и производит соответствующее действие, а затем учитель печатает комментарий к выполненному учеником действию. Таким образом, взаимодействия, в которые может вступать виртуальный учитель, имеют весьма отрывочный, фрагментарный характер, что влияет на целесообразность его действий и общения. Для того, чтобы поддерживать осмысленный и содержательный диалог, виртуальный учитель должен обладать знаниями об обучаемом, в которые входят общий кругозор обучаемого, его образование, интересы, цели и т.д.. Кроме того, для задания и поддержания необходимого уровня сложности диалога виртуальный учитель должен обладать информацией об уровне языковой компетенции ученика. Таким образом, вновь встает задача создания адекватной модели обучаемого, без которой невозможно реализовать полноценное обучение языковому взаимодействию. В противном случае возникает риск подмены полноценного вербального общения неким его подобием.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100