[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Возможности применения технологий и ресурсов Internet
в подготовке к педагогической деятельности студентов-филологов:
исследования, опыт работы

Кручинина Г.А.

Нижний Новгород, Нижегородский госуниверситет

Национальная доктрина образования в Российской Федерации одну из основных целей и задач образования определяет так: развитие дистанционного образования, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании. Я считаю, что в первую очередь это касается использования ресурсов сети Internet. Internet - это та инфраструктура, в которой нуждаются как школы, так и вузы. Не только во всем мире, но и в нашей стране Internet становится универсальным инструментом, необходимым в профессиональной педагогической деятельности и учебе. Вопросы обучения и воспитания, образовательные ресурсы и проекты представлены в Internet достаточно широко. В сети Internet можно получить информацию практически обо всем - от Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), до технологий обучения и развития, конкретных планов уроков и обучающих программ. Можно получить доступ к телеконференциям, куда помещаются сообщения на педагогические темы, а также обмениваться сообщениями по электронной почте, с ее помощью получать электронные научно-педагогические журналы. Это позволяет студентам самостоятельно формировать свой взгляд на педагогику, осознавать многие педагогические явления и исследовать их с различных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Работа в Сети формирует глобальное педагогическое мышление.

В настоящее время необходимо использовать эффективные педагогические технологии. В первую очередь к ним относятся: обучение в сотрудничестве, метод проектов. С помощью Internet преодолеваются границы и студенты, педагоги входит в единое образовательное пространство. При совместной работе над проектами создается сильнейшая мотивация для самостоятельной познавательной деятельности студентов, как в группах так и индивидуально. Совместная работа стимулирует студентов на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку собственных результатов. Обсуждение полученных данных в аудитории, дискуссии, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и научно-методических журналов, но и точки зрения по проекту из других регионов мира (Education Development Center, Global Schoolhouse, Schools GyberFair, Lighspan, ISTE и др.).

Как подготовить студентов к работе в сети Internet? Учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется по следующей схеме: лекции с использованием проекций соответствующих слайдов > самостоятельная домашняя работа с дидактическими материалами по проблеме> практическое занятие в компьютерном классе {работа с обучающей программой и отдельными Web-страницами в автономном режиме (как русскоязычной, так и англоязычной составляющей Internet)} > работа в сети Internet в классах свободного доступа (в ННГУ их - 4) > семинарское занятие с обсуждением информации по проблемам обучения, полученной из Internet. Что интересует студентов в Internet? Их интересуют: наука и практика (литература, язык, психология и педагогика, использование новых информационных технологий в преподавании русского языка и литературы), культура и искусство (театр, кино, музыка и т.д.), политика, СМИ и многое другое. Как оцениваются студентами различные аспекты отношения к Internet? Некоторые из них представлены в таблице.
Оценочные сужденияСреднее значение оценки М (в баллах)Станд. отклонениеДоверит. интервал для М
Как Вы в целом относитесь к сети Internet?

8,4

1,6

0,51

Считаете ли Вы себя специалистом в области Internet?

4,2

2,6

0,8

На Ваш взгляд, нужен ли Internet для учебной деятельности?

8,4

1,8

0,55

Пригодятся ли знания и умения работы с Internet в будущей профессиональной деятельности?

7,1

2,0

0,61

Как влияет Internet на Вашу учебную деятельность?

5,1

2,8

0,85

Каков, с Вашей точки зрения, общий уровень знакомства сInternet в нашем государстве?

4,6

2,3

0,71

Имеют ли Ваши родители какое-либо отношение к Internet на работе?

1,1

2,4

0,85

Может ли общение с Internet заменить общение с другими людьми?

1,8

2,2

0,69

Нужны ли учебные предметы по обучению использованию Internet в ВУЗе

7,7

2,3

0,72

Как часто Вы работаете в Internet?

3,9

2,3

0,71

Примечание: 0 - минимальное значение оценки, 10 - максимальное.

Проведенные нами исследования среди выпускников филологического факультета показали, что свыше 90% студентов с большим интересом относятся к работе в Internet, хотя для большинства из них такая возможность ограничивается университетом (дома соединение с Internet есть лишь у 5% студентов). Острую потребность в знаниях и умениях использования сети Internet имеют в настоящее время лишь единицы из общего числа студентов (5%), некоторые знания в этой области нужны уже более чем половине студентов (65%), а часть юношей и девушек считают, что если сегодня им эти знания (при обучении в университете) не нужны, то в будущей профессиональной деятельности понадобятся (17%). Только 20% студентов-филологов часто (а некоторые из них - систематически) работали в сети Internet, 35% - иногда, но довольно редко, остальные - только на занятиях спецкурса "Новые информационные технологии в учебном процессе", разработанном и внедренном в учебный процесс в ННГУ. Данные оценки студентов определяются тем, что они работают в Internet-классах свободного доступа. А какова оценка возможностей работы в Сети вне ННГУ? На вопрос: "Считаете ли Вы работу в Internet (вне ННГУ) роскошью?", студенты высказали следующие мнения: "да" - 28% студентов; "нет, но пока ее стоимость еще очень велика, учитывая материальное положение нашей семьи" - 45%; "нет, не считаю" - 7% студентов; "не знаю, сколько это стоит" - 20% студентов. Большая часть студентов работает в сети Internet с большим интересом: свыше 70% студентов считают работу в Internet очень полезной, 20% - необходимой, но недоступной и только 7 % юношей и девушек она не-интересна. Филологи реально оценивают общий уровень знакомства с Internet в нашем государстве: только 5% студентов считают его высоким, 38% - средним, 43% - низким и 15% студентов-гуманитариев - очень низким.

Работа педагога в области подготовки студентов к использованию Internet достаточно сложна. Преподавателю первоначально самому необходимо находить соответствующую информацию, анализировать ее, предлагает пути использования Сети в педагогической практике. Важно находить правильный баланс между огромными ресурсами информации и ограниченным количеством учебных часов, отведенных на данный вид подготовки студентов к педагогической деятельности. Необходимо систематически вносить необходимые коррективы в организацию как учебной, так и творческой работы студентов, в связи с быстрым прогрессом новых информационных технологий.

Изучение педагогических возможностей Internet и использование их в учебном процессе при подготовке студентов к профессиональной деятельности мы рассматриваем не как самоцель, а как средство формирования педагога XXI века.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100