[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Дистанционное обучение в гуманитарном образовании

Меламедов А.М., Меламедова Л.С.

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность создания эффективной системы дистанционного образования в России. Эксперимент в области дистанционного образования проводится в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 31.05.97 г. № 1050. В концепции информатизации сферы образования РФ, утвержденной Министерством общего и профессионального образования РФ в июле 1998 г., достаточно полно представлены объективные и субъективные причины, определяющие важнейшую роль дистанционных форм обучения.

Быстрое развитие телекоммуникаций и информационных систем в последние годы стало стимулом к внедрению новых информационных технологий в образование. Дистанционное обучение, которое представляет собой информационно-образовательную систему удаленного доступа, основанную на современных информационных технологиях, является сейчас наиболее динамично развиваемой формой обучения.

Отсутствие единой концепции, недостаток практического опыта приводят к совершенно противоположным взглядам на дистанционное образование: от ее абсолютизации до сведения к набору средств и методов передачи учебной информации. Это может привести к дискредитации дистанционного обучения как формы образования.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:
· неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видеоносители);
· средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);
· видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Проведенные исследования показали, что это не достигнуто даже в наиболее технологически развитых странах (США, Великобритания, Япония, Германия, Канада).

В России выбор средств часто зависит не от педагогического потенциала и не от их стоимости, а от их распространения.

Дистанционное обучение представляет гибкие условия образования людям, которые не смогли или не могут получить его обычным путем, удовлетворяет образовательные потребности не покидая своего места жительства и обучаясь у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой стране мира. По оценкам отечественных специалистов спрос на дистанционное образование в России составит 1,5 млн. человек в год, кроме того по оценкам Федеральной службы занятости населения, ежегодно потребуется переподготавливать около 2 млн. человек.

Дистанционное обучение позволяет решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненных для достижения при обычном обучении:
· усиление активной роли обучаемого в соответственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;
· резкое увеличение объема доступной информации, доступ к мировым культурным и научным сокровищам;
· получения возможности общения обучаемого с преподавателями - профессионалами, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от территориальной расположенности;
· увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;
· более комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:
1) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;
2) используемых при этом педагогических технологий;
3) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
4) эффективности обратной связи.

Сегодня многие университеты мира с помощью Интернета предлагают студентам блоки информации, т.е. часть дисциплин из одного вуза, часть из другого. Если между университетами заключены соответствующие соглашения, то можно получить сразу несколько дипломов.

В настоящее время студентов, занимающихся таким образом более 100 тысяч, а в ближайшие годы будет около 500-600 тысяч.

Фактически это очередная революция в методах преподавания знаний и Россия не должна ее проспать.

Модель специалиста - экономиста - менеджера XXI века потребует оперативного внедрения интеллектуальных технологий и дистанционного обучения в профессиональные образовательные программы.

К числу первоочередных задач относятся:
· организационно-управленческое и правовое становление системы дистанционного обучения;
· разработка и реализация федеральной и региональных российских программ развития дистанционного обучения;
· развитие учебно-методической и учебно-производственной базы системы дистанционного обучения;
· разработка теоретических аспектов и практических методик использования дистанционного обучения;
· широкое внедрение информационных технологий и сред на основе развертывания региональных или отраслевых образовательных сетей;
· подготовка, повышение квалификации и переподготовка преподавательских кадров, включая специальную подготовку тьютеров (преподавателей-консультантов), администраторов и менеджеров системы дистанционного обучения и т.п.

Преподавание гуманитарных дисциплин невозможно без личностного участия преподавателя, автора курса, без эмоциональной окраски преподаваемого материала.

Неформальный характер гуманитарных знаний требует применения неформальных способов проверки качества знания.

При реализации программ гуманитарного образования необходима тщательная подготовка методической базы и информационного сопровождения учебного процесса и своевременного ее обновления.

Целесообразно использовать дистанционное обучение как дополнительную форму образования в системе переподготовки и повышения квалификации.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100