[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Основные тенденции развития высшего профессионального образования
в Самарском филиале Московского государственного
университета печати

А. А. Нечитайло

г. Самара,
Самарский филиал Московского государственного университета печати

Социально-экономические перемены в России привели к принципиально новой ситуации в сфере образования. Одна из важнейших тенденций развития профессионального образования состоит в пересмотре самой концепции подготовки специалистов.

В качестве базовых аспектов реформирования системы профессионального образования определяются субъекты, на которые направлены его цели: личность, общество, производство и сама система образования. Этим четырем субъектам, с свою очередь, соответствуют четыре ведущие идеи:
- личность - идея гуманизации и гуманитаризация профессионального образования как его переориентация от былого удовлетворения потребности предприятий в обезличенной "рабочей силе" к удовлетворению, в первую очередь, потребностей в профессиональном становлении и развитии, в профессиональном самовыражении;
- общество - идея демократизации профессионального образования с точки зрения нормализации отношений между обществом, государством и учебными заведениями, что предусматривает как создание равных возможностей для каждого члена общества для получения профессионального образования, так и воспитание гражданина, ответственного за свой выбор, судьбы окружающих людей, страны в целом;
- производство - идея развития регионального образования. В условиях, когда профессиональное образование в основном содержится на государственные средства, важно эти средства использовать так, чтобы подготовленные специалисты приняли непосредственное участие в развитии региональной экономики. Рынок труда и система образования очень тесно взаимосвязаны, а потому профессиональное образование, будучи включено в сложную систему социальных механизмов, может и должно быть средством развития региона;
- сфера образования - идея непрерывного образования как переход от формулы "образование на всю жизнь" к формуле "образование через всю жизнь".

Реализации именно такого проекта реформирования профессионального образования подчинена работа Самарского филиала Московского государственного университета печати, создание которого было проектировано спецификой развития Поволжского региона.

В основу стратегии работы СФ МГУП изначально была положена антропоцентрическая модель образования с акцентом на гармоничное развитие личности будущего специалиста и учетом социогенных факторов. А, как известно, современный подход при формировании требований к высшей школе как раз и предполагает принцип эффективности профессионального образования, получаемого выпускником для успешной самореализации на рынке труда. Эффективность образования в рамках профессиональной школы должна пониматься как ответственность педагогического коллектива за качество обучения, т. е. насколько грамотно разработаны соответствующие программы, насколько совершены формы занятий, насколько оптимально используются материальные ресурсы и средства обучения.

Рациональная организация учебного процесса с этих позиций позволила создать в СФ МГУП комплекс условий для подготовки специалистов, обладающих необходимыми профессиональными навыками и личностными качествами.

Применительно к профессиональной школе это означает, что студенты должны получать такое образование, которое бы позволяло им в будущем относительно легко осваивать новые, дополнительные профессии.

Сейчас в СФ МГУП в рамках кафедр общетехнических и гуманитарных дисциплин ведут работу 21 преподаватель, из которых 4 доктора наук и 11 кандидатов наук.

Сближение профессионального образования и производства, интеграция учебной, научной и производственной деятельности студентов связаны с появлением новых организационных форм и методов практического обучения. Развивается сеть лабораторно-практических занятий, спецкурсов, привлекается производственно-технологический материал для создания проблемных ситуаций на лекциях и практических занятиях, используются методы моделирования ситуационных задач, деловые игры и т. д.

К преподаванию специальных дисциплин на факультетах СФ МГУП привлечены ведущие специалисты самых передовых издательств и типографий города. В их числе Самарский Дом печати, издательство "СамВЕН", издательский дом "АГНИ", издательство и типография Поволжского военного округа, типография "Росбланкиздат". Эти предприятия предоставляют свою производственную базу для практических занятий и прохождения студентами производственной практики. Кроме того, ведется активное взаимодействие с редакциями областных газет "Волжская коммуна", "Самарские известия", "Пресс-экспресс", "Волжский комсомолец сегодня", "МК в Самаре", "Социальная газета" и др.

Идее интеграции образования с наукой и производством подчинены контакты СФ МГУП с Поволжским отделением РАН, Поволжским отделением Академии проблем качества РФ, Поволжским региональным отделением Российской Академии космонавтики, сотрудничество с вузами и научно-исследовательскими институтами области.

Таким образом, основные тенденции развития высшего профессионального образования реализуются в СФ МГУП в совокупности нескольких принципов, имеющих отношение ко всем субъектам образовательного процесса:
- студент - принцип самоорганизации учебной деятельности;
- преподаватель - принцип сотрудничества;
- учебное заведение - принцип фундаментализации и деятельностной направленности в содержании учебного процесса, а также многоступенчатость образования;
- производство - принцип регионализации профессионального образования;
- общество - принцип равных возможностей в получении высшего профессионального образования.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100