[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Об опыте очно-дистанционной подготовки преподавателей-тьюторов по курсу "Интернет в образовании"

Соловов А.В.

Самара, ЦНИТ СГАУ

С октября 1999 года в Самарском регионе развивается проект по подготовке преподавателей-тьюторов в сфере применения технологий Интернет в образовании. Проект реализуется в рамках программы Бюро образовательных и культурных связей Госдепартамента США "Обучение и доступ к Интернет" (IATP), проводимой на территории России американской некоммерческой организацией "Проект Гармония". Базовой организацией проекта в Самарском регионе является Самарский областной центр новых информационных технологий при аэрокосмическом университете (ЦНИТ СГАУ).

Цель проекта - подготовка преподавателей-тьюторов по курсу "Интернет в образовании" (10 школьных и 10 вузовских преподавателей), причем только из числа преподавателей экономических, социально-политических и гуманитарных дисциплин.

В ноябре 1999 года был объявлен конкурс на участие в проекте, подготовлены и разосланы по Интернет более чем в 200 адресов информационное письмо и форма заявки-анкеты на участие в конкурсе. В конкурсе приняли участие 36 преподавателей из Самары, Тольятти, Кинеля. Из них в конце декабря были отобраны 20 участников проекта.

В январе 2000 года прошли очные занятия по 40-часовой программе, полные 5 учебных дней отдельно для группы школьных и группы вузовских преподавателей. Программа очного этапа обучения включала следующие разделы:
· введение в Интернет;
· броузеры и поисковые системы;
· электронная почта;
· основы HTML;
· подготовка графических иллюстраций;
· анимация в Интернет;
· телеконференции;
· дидактическое проектирование учебно-методических материалов;
· подготовка сетевых учебных пособий;
· введение в проблематику дистанционного обучения;
· сетевые проекты в учебном заведении;
· курсовая работа по подготовке персональной html-страницы.

Каждый слушатель получил комплект раздаточных материалов, которые включали: краткий конспект лекций и методические указания для выполнения практических работ по всем основным разделам курса (порядка 100 стр.); два учебных пособия (по проектированию компьютерных систем учебного назначения и применению технологий Интернет/интранет в системах управления предприятием) объемом более 100 стр. каждое; CD ROM с компьютерными версиями печатных материалов и необходимым программно-информационным обеспечением (графические редакторы, аниматоры, html-редакторы, типовые шаблоны персональных html-страниц и сетевых учебников и др.).

Основной формой занятий была практическая работа слушателей с компьютером по выполнению разнообразных учебных заданий, в ходе которых осваивались различные технологии Интернет. Для консультационной поддержки одновременно в аудитории работали ведущий преподаватель по разделу и два-три консультанта. Большинство школьных преподавателей, несмотря на заявленные в анкетах навыки владения компьютером, были очень слабо подготовлены в этом отношении. Поэтому, в ходе занятий приходилось решать и вопросы элементарной компьютерной грамотности. Тем не менее, все слушатели успешно выполнили курсовые работы по подготовке персональных html-страниц, в которые были включены элементы графики и анимации.

Занятия проходили в Самарском лицее информационных технологий (СамЛИТ), который предоставил великолепные условия: компьютерный класс и медиа-центр со всем необходимым и современным оборудованием, помещение для отдыха и столовую. За каждым слушателем был закреплен современный персональный компьютер. Скорость соединения с Интернет была приемлема даже при одновременной работе всех слушателей.

Расходы по проведению очного этапа обучения: аренда помещений и оборудования, оплата труда преподавателей и консультантов, тиражирование раздаточных материалов, обеды, кофе-брейки, проезд и проживание иногородних участников оплачены фирмой "Проект Гармония".

С февраля 2000 года проходит дистанционный этап проекта. Срок его окончания - середина июня этого года. По плану этого этапа слушатели должны провести занятие по основам Интернет в объеме не менее 2-х часов со своими коллегами по учебному заведению (не менее 10 человек) и выполнить какой-либо сетевой проект: организовать и провести телеконференцию, чат, дистанционный конкурс, подготовить и разместить в Интернет web-сайт учебного назначения и т.п. Для оперативных консультаций в Интернет, взаимного обмена информацией по проекту была организована постоянно действующая асинхронная по времени телеконференция (в виде общего списка рассылки с модератором в лице координатора курса). Весьма полезным оказался также специальный, посвященный данному проекту раздел на сервере ЦНИТ СГАУ, на котором размещены некоторые методические материалы, список и анкеты участников проекта, их персональные страницы (курсовые работы очного этапа), фоторепортаж, работы, выполненные в ходе дистанционного этапа (см. http://cnit.ssau.ru).

К середине мая 2000 года все слушатели успешно выполнили первое задание дистанционного этапа проекта - познакомили с Интернет еще порядка 200 преподавателей учебных заведений Самарской области. Часть слушателей уже успешно реализовали и свои сетевые проекты, остальные продолжают работу. Тематика этих работ разнообразна, познакомиться с ними можно на указанном выше сервере ЦНИТ СГАУ в разделе IATP.

В заключение хотелось бы отметить, что реализация проекта оказалась полезна не только слушателям, но и кординаторам, преподавателям и консультантам. Эта работа позволила накопить организационно-методический опыт, создать задел по учебно-методическому обеспечению, что, бесусловно, найдет применение и в дальнейшем.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100