[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Подход к профессиональной сертификации кадров с использованием дистанционных технологий

Толстых Т.О.

к. т. н., Воронежский государственный технический университет

Боковая Н.В.

к. т. н., АОНО "Институт менеджмента, маркетинга и финансов"

Десятов Д.Б.

д. т. н., Институт МВД России., г. Воронеж

Научно-обоснованная кадровая политика, проводимая каждым предприятием области, является гарантом качественной работы предприятия. В связи с этим остро встает вопрос о профессиональной плановой сертификации кадров. Под сертификацией кадров при этом понимается действие стороны (Центра сертификации кадров), независимой от администрации предприятия, доказывающее, что должным образом сертифицированный сотрудник соответствует квалификационным требованиям его занимаемой должности.

В качестве основной технологии для профессиональной сертификации кадров предлагается использовать дистанционные формы обучения с постоянной преподавательской поддержкой путем проведения тьюториалов, консультаций и дистанционно организованных контрольных мероприятий: экзаменов и тестирования в Центре сертификации кадров.

Следует иметь в виду, что системы повышения квалификации ориентированы, главным образом, на отраслевую и организационную специфику тех или иных направлений знаний. То есть, прежде всего, следует определить состав целевых групп пользователей. Эта работа требует тесного взаимодействия с администрацией предприятия, с кадровыми службами и со службами, участвующими в организации повышения квалификации.

Следующий важнейший этап функционирования системы ДО повышения квалификации - это определение состава и объема знаний, которые должны получить слушатели в процессе обучения. Основой для этого должны являться стандартные требования к знаниям и умениям по каждой должностной позиции и должностные обязанности, утвержденные по каждой категории слушателей. Однако практика показывает, что, во-первых, перечисленные документы не охватывают все категории работников, во-вторых, часто носят общий, неконкретный характер. Выход из сложившийся ситуации один - разрабатывать совместно с кадровыми службами новые требования к знаниям и умениям для каждой категории специалистов, входящих в целевую группу обучения. Результатом этой работы должен стать сертификационный паспорт специалиста, в котором определены все квалификационные требования к сотруднику по занимаемой в настоящее время должности и отражены все раннее пройденные этапы переподготовки, повышения квалификации и сертификации. Сертификационный паспорт должен вместе с трудовой книжкой сопровождать специалиста на протяжении всей его трудовой биографии, отражать его стремление к постоянному повышению профессионализма и являться основанием для должностного роста сотрудника или для занимания соответствующей должности при переходе на другую работу.

Учебную программу для повышения квалификации и сертификации необходимо составлять по модульному принципу, то есть из независимых модулей, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области и обеспечит четкую взаимосвязь различных учебных дисциплин. Программа должна включать модули, как подтверждающие действующий профессиональный уровень сотрудника, так и модули, содержащие новый материал, необходимый для профессионального роста.

Обучение сотрудников возможно проводить в учебных центрах предприятия как самостоятельно посредством электронных учебников или сетевого обучения через электронную библиотеку Центра сертификации кадров, так и с использованием индивидуальных и лекционных занятий со специалистами предприятия. А сдача экзамена должна проводиться только в Центре, исключающим какой-либо субъективный фактор со стороны предприятия.

Для создания единой региональной политики сертификации кадров необходимо провести следующие работы:
- разработать единую методологию проведения систематизированной профессиональной сертификации кадров предприятий различных форм собственности и отработав её на базовом предприятии, выработать рекомендации по её внедрению;
- подготовить нормативно-правовую основу и разработать структуру региональной системы сертификации;
- создать информационный Web-сервер по проблемам сертификации кадров, доступный для широкого круга заинтересованных руководителей и специалистов предприятий;
- провести семинар с руководителями предприятий, где будут освещены актуальные проблемы сертификации кадров;
- разработать стратегию создания комплексной системы компьютерного обучения и тестирования, база данных которой должна охватывать самые разные темы, отражающие специфику всех служб предприятий.

Региональная программа сертификации должна способствовать проведению единой кадровой политики в регионе, обеспечивать создание и эффективное применение средств информационных технологий в обучении и повышении квалификации сотрудников предприятий различных форм собственности, а также проведению объективной и независимой оценки квалификационного соответствия каждого сотрудника занимаемой должности.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100