[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Дистанционное образование в Самарской области

Тучин О. А.

г. Самара, Областной Центр по реализации программы "Одаренные дети".

В настоящее время в Самарской области успешно реализуется программа "Одаренные дети".

В рамках ее многогранной деятельности, было выявлено, что уровень знаний учащихся, проживающих в сельских районах и малых городах области значительно ниже, чем у городских детей.

Эта проблема обусловлена в основном тем, что слабое финансирование не позволяет повышать материальный уровень учреждений, дабы повысить эффективность образовательного процесса. Часто, достаточно сложные для понимания учащихся вопросы, объясняются детям практически на пальцах. Школьные библиотеки не имеют финансовой возможности постоянно приобретать не только современную научную, педагогическую и учебно-методическую литературу, но даже и новые учебники для учащихся. Сельские дети в большей мере от городских, оторваны от цивилизации. Это относится, как и к образованию (отсутствие доступа к крупным библиотекам, университетским преподавателям, значительная трудность в принятии участия в олимпиадах и научных конференциях учащихся), так и в культуре (отсутствие возможности постоянно посещать театры, музеи, выставки, фестивали, концерты и т.д.)

Результаты олимпиад и конференций показывают слабый уровень знаний учащихся сельских районов, одной из главных причин этого является педагогический состав, как правило, имеющий более низкую квалификацию по сравнению с городскими учителями.

Мы предлагаем один из наиболее оптимальных вариантов решения этой проблемы - дистанционное образование.

Достоинством дистанционной формы обучения является:
1) оперативность получения информации;
2) многогранность форм (тексты лекций, задачи с решениями, фотографии, рисунки, чертежи, новости из INTERNET);
3) возможность вести консультационный диалог учащегося с ведущими специалистами мира в конкретной области;
4) участие в постоянно действующих электронных конференциях.

В связи с этим в Самарском Дворце детского и юношеского творчества с помощью компьютерных сетей создана образовательная среда, которой могут пользоваться не только учащиеся Самарской области, но и все дети России, имеющие доступ к электронной почте.

Не обязательно иметь каждому школьнику персональный доступ к сети. Эту роль может выполнять один районный оператор, способный получать почту и отвечать на нее для целой группы учащихся. В настоящее время областная сеть создана (более 10 узлов, в том числе в Сызрани, Кинель-Черкассах, Сергиевске), работоспособность ее проверена. Операторы узлов умеют работать с сетью на начальном уровне.

Обучение рассчитано не только на широкий географический круг учащихся, но будет предоставлена возможность участвовать в обучении, на выбор, по целому ряду образовательных направлений.

Преимущества дистанционной формы обучения очевидны.

Во-первых, обучение на дистанции позволяет учащемуся не боятся высказывать те или иные мысли на различные проблемные аспекты. Здесь его мнение учитывается и по возможности разъясняется позиция преподавателя или ведущих специалистов.

Во-вторых, помимо вопросов к очередной теме, обучаемый всегда может найти список дополнительной литературы, а также текст, помогающий найти правильный ответ на задание.

В-третьих, в теоретическом цикле наряду с текстом используются всевозможные таблицы, графики, схемы, документы, которые, как правило, не применяются в школьных учебниках и способствуют более детальному анализу изучаемого вопроса.

В-четвертых, подготовленные задания являются многоуровневыми и рассчитаны на школьников с разной подготовкой и возможностями доступа к дополнительной литературе. А тесты позволят более объективно относиться к учащимся.

Дистанционная форма обучения в себя включает:
1. Лекции:
а) курс лекций по отдельно взятой образовательной программе;
б) научно-популярные лекции (обзоры), знакомящие учащихся с новейшими открытиями и исследованиями соответствующей области знаний.
2. Практические задания. Будет осуществляться рассылка заданий для учащихся, с последующей их проверкой, консультациями и с соответствующими рекомендациями для их выполнения.
3. Рассылка всех новостей о современных открытиях и исследованиях в каждой конкретной области знаний.

Мы предлагаем два основных вида дистанционного образования: активный и пассивный.
Под активным видом мы подразумеваем:
1) регулярное выполнение учащимися практических заданий;
2) консультации по предмету у соответствующих специалистов;
3) участие в электронных конференциях.
Пассивный вид обучения позволяет учащимся:
1) иметь постоянный доступ ко всем WWW - страницам по своей тематике;
2) регулярно получать материал, как в виде тематических лекций по конкретной программе обучения, так и в виде научных новостей;
3) иметь постоянный доступ к электронным конференциям.

Уверены, что учителя не будут воспринимать введение электронного помощника как личное оскорбление или желание отстранить их от работы. Ведь, как известно, в процессе творческого обучения повышается интерес к предмету и, как следствие, легче усваивается информация.

Пока дистанционная форма не получила массового распространения, она является своего рода "пряником", способным привить любовь к предмету. Надеемся, что первая встреча с такой необычной сферой дополнительного образования вызовет интерес, и наше сотрудничество будет интересным и плодотворным.

Связаться с автором вы можете по e-mail: tuchin@pioner.smr.ru, ознакомиться с Самарской областной программой "Одаренные дети" у вас есть возможность на сайте: http://www.samara.ru/education/endowmen/, ну и начать обучение по дистанционной форме уже сейчас: http://www.pioner.smr.ru/distance/.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]



Rambler's Top100