Поволжский Образовательный Портал

Концепция учебника истории без альтернатив, или история без критического взгляда

Опубликовано 21 августа 2013

В апреле 2013 года президентом РФ Путиным было сделано поручение правительству: к концу года создать единую концепцию преподавания истории России, избавив учебники от двойных толкований. Видимо, президент рассчитывает, что в учебниках истории будет представлена одна— «правильная» точка зрения, а «не правильные» будут исключены.

Судя по всему, вследствии стараний исполнителей, уже в сентябре на общественное обсуждение представят проект концепции по разработке единых учебников истории для средней школы.

Рабочую группу по разработке проекта единой концепции истории возглавил директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьяндепутат Владимир Бурматов раскритиковал проект концепции преподавания историия, подготовленный МинобрнаукиРабочую группу по разработке возглавил директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. По его словам, работа завершится к 1 ноября, когда концепция преподавания истории пройдет обсуждение по всей стране. Текст концепции планируется направить во все исследовательские учреждения РФ, все высшие учебные заведения и региональные министерства образования, как сказал депутат Владимир Бурматов. Бурматов, кстати, недавно раскритиковал проект, подготовленный Минобрнауки, заявив, что в нем слишком много критики руководства страны в дореволюционный и советский периоды. Хотя депутат известен критикой политики Министра образования и науки Дмитрия Ливанова.

Новую концепции преподавания истории раскритиковал Доктор исторических наук, автор учебников Александр ДаниловОднако их оптимизм не разделяет Доктор исторических наук, автор учебников Александр Данилов. В интервью телеканалу «Дождь» он заметил среди прочего, что, например 1922 год в новой концепции указан как год принятия Конституции Союза ССР, но сам Союз Советских Социалистических Республик был провозглашен 30 декабря 1922 года. Выходит, что за какие-то 1-2 дня умудрились принять конституцию новой страны, что невозможно. Конституция СССР была принята только в 1924 году на II Съезде ССР. И если такую ошибку совершит человек, сдающих экзамен, то она оказалась бы существенной! Опять-таки, новоделы истории эпохи Путина склонны удалиться от политического подхода к описанию множества исторических процессов, якобы для того, чтобы исключить субъективность трактовки. Однако, замечает Данилов, история всегда и везде, а тем более, в нашей стране была неразрывно связана с политикой, и крайне вредно превращать учебник в некое подобие комиксов, не опираясь на точки зрения людей эпох.

Как далее заметил доктор Данилов, оказывается, довольно солидный кусок из истории новой России после президента Бориса Ельцина исключается. Это делается якобы в виду того, что в традициях царской России заканчивать исторический курс предыдущим царствованием монарха. Что это? Реверанс в сторону настоящей власти господином Бурматовым и иже с ним? Разумеется, в силу того, что в данном случае пришлось бы деятельность путинской администрации рассматривать при большом приближении, что повлекло бы последующие осложнения.

Более того, постоянно звучат требования акцентировать в изучении истории на воспитание патриотизма. То есть, проще говоря, воспитывать со школьной скамьи граждан, слепо верящих в некое величие своей страны, какими бы грязными руками оное не производилось? Здесь задашься вопросом: а что нужно современной власти— граждане или слепые патриоты? Ответ очевиден.

Получается, что довольно серьезный посыл президента страны, направленный на казалось бы справедливое усовершенствование системы преподавания истории, превращается в очередную поделку с целью программирования сознания подрастающего поколения под некий авторитет!

Автор: © Aleksej Kuntsevich

Другие матералы рубрики: