Поволжский Образовательный Портал

Коучинг – эффективная методика решения проблем

Опубликовано 28 ноября 2013

Мотивация – слово, которым, пожалуй, определяется все в человеке. Для любого действия ему необходима мотивация, то есть стремление к достижению цели. Это касается не только бизнеса, но и просто жизни.

Многие владельцы бизнеса, менеджеры, да и рядовые работники посещали бизнес-семинары, тренинги, где с ними работали бизнес-тренеры, психологи. Цель, которая ставилась участником тренинга, – «натаскать» себя на решение конкретных задач. То есть, фактически, существовал некоторый набор абстрактных целей, для достижения которых необходимо иметь некоторый четкий план. План, – вот, пожалуй, икона бизнес-тренинга. В результате, на выходе процесса бизнес-обучения ученик получал некий набор инструкций для решения проблем, которые он когда-то у себя выявил.

То есть, фактически, бизнес-тренинг опирается на довольно мощную базу скрупулезной работы ученика. Ученику необходимо выявить у себя проблемы, и уже с ними идти на тренинг. То есть, правильно поставить вопрос. Мы знаем, что верно поставленный вопрос – это уже 50% решенной задачи. А если бизнесмен (менеджер, сотрудник) не знает, в чем состоит трудность? Если подсознательно он понимает, где могут залегать проблемы, но не видит их из-за поглощающей рутины, которая накатывается как снежный ком раз за разом, увеличиваясь от нерешенных проблем? Не всякий бизнесмен – психолог, как, собственно, и не всякий бизнес-тренер – бизнесмен. Рядовые тренеры просто имеют необходимый набор инструментов для решения тех или иных проблем, пользоваться этими инструментами все равно придется бизнесмену. А он, зачастую, даже не представляет, как это делать. Ведь, в конце концов, никто не рождается Генри Фордом. Опыт приходит со временем, но в современном быстро меняющемся мире время сжато, его зачастую очень не хватает. А уж, тем более, чтобы отрывать себя от бизнес-процесса и бежать на отдельный бизнес-тренинг.

Бизнес-тренер

На помощь приходит бизнес-коучинг. Это сравнительно новое слово в среде бизнес-тренинга. По сути, коучинг – целая наука, позволяющая без отрыва от производства решать проблемы, не лежащие на поверхности, но не позволяющие совершенствовать и бизнес, и себя. Конечной целью тренера (здесь он называется коучером) является повышение прибыли предприятия своего клиента, резкий рост продуктивности.

Бизнес-коучинг происходит от двух английских слов: business – дело, бизнес  и coaching – инструктирование, тренировка, наставничество, занятие с репетитором. По сути дела, это целая система взаимоотношений между коучером (специалистом по развитию бизнеса и повышению мотивации) и клиентом.

Истоки коучинга лежат в спорте, где тренеры путем выявления проблем, мешающих спортсменам продуктивно работать и лежащих где-то в подсознании, успешно решали задачи мотивации и развития.

Фактически, коучинг – особый вид профессионального партнерства клиента и тренера, который в процессе работы путем определенного рода практик заставляет клиента понять, как правильно ставить вопросы, так и отвечать на них. При этом сам бизнес и личная жизнь у предпринимателей зачастую сильно связаны, и успешное решение задач в бизнесе автоматически положительно сказывается на личной жизни.

Цели коучинга составляют:

  • определение или создание клиентами (бизнесменами, управляющими или работниками) целей компании, и всех способов их достижения;
  • разработка четкого плана;
  • создание корпоративной культуры;
  • создание (получение или развитие) инструментария для работы со своей командой с целью достижения целей компании;
  • повышение эффективности.

При этом, коучер участвует в процессе в качестве корректора; клиент же сам и формулирует цели, и создает наиболее эффективную стратегию развития. В конечном счете, это ведет к резкому скачку производительности труда персонала и руководителей, и как следствие, увеличению прибыли.

Коучеры, пожалуй, самые интересные тренеры в этой среде. Зачастую, в начале работы, клиенты вообще не понимают, зачем эти люди находятся в компании. Коучер задает, казалось бы, не связанные с делом вопросы, использует своеобразные приемы. Однако, в результате командной работы тренера и клиента, у последнего возникает четкое видение проблемы и путей ее решения. Управляющий получает способность видеть свой бизнес как бы со стороны, и взглядом извне улавливает полный комплекс проблем, а зачастую с этим приходит и представления о путях их разрешения. Коучеры позволяют бизнесмену открыть способности, о которых он и не догадывался, изменить подход к бизнесу на более креативный. Итог: исчезает рутина и улучшается мотивация. Более того, дело становится ближе к хобби. Согласитесь, голубая мечта человека, чтобы хобби приносило прибыль. Бизнес-коучинг позволяет это сделать.

Большой плюс бизнес-коучинга состоит в том, что в результате его работы клиент сам превращается в собственного тренера. Необходимость в коучере в дальнейшем отпадает, так как весь инструментарий и комплекс методик перенимает клиент. Разумеется, это возможно при доверительных отношениях между тренером и клиентом.

Другие матералы рубрики: