Поволжский Образовательный Портал

Новый профстандарт налагает на педагога огромные требования

Опубликовано 10 декабря 2013

Минобрнауки разработало новый профессиональный стандарт педагога, которому соответствуют в какой-то степени всего лишь несколько процентов преподавателей в стране.В режиме эксперимента Министерством образования и науки Российской Федерации в стране вводится новый профессиональный стандарт педагога. Пока данный документ вынесен на обсуждение общественности.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что стандарт, который разрабатывали около двух лет, практически состоялся и в качестве нормативного документа заработает с 1 января 2015 года. В профстандарт педагога заложены все требования, предъявляемые профессии учителя обществом.

Однако, как сообщают некоторые эксперты, в частности, Исак Фрумин из ВШЭ, введение в работу этого стандарта возможно не ранее, чем лет через 10. Фрумин отмечает высокую ценность документа, но вместе с ними высокую сложность его внедрения.

Так, например, стандарт предусматривает обязательное знание любым учителем хотя бы одного иностранного языка, чтобы вместе с учениками уметь пользоваться иноязычными источниками информации. Все педагоги, согласно стандарту, должны уметь работать с различными категориями учеников – с одаренными, с теми, которые занимаются по инклюзивным программам, с теми, для которых русский язык не является родным, и с теми, которые считаются социально запущенными детьми. Едва ли несколько процентов учителей, отвечающих даже этим требованиям, наберется по стране. При таких условиях каждый педагог должен быть психологом. Это слишком дорого даже для государства. Но есть и еще несколько требований. Учитель обязан владеть компьютером на довольно высоком уровне, так, чтобы иметь возможность проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести дистанционные видео-уроки. Не секрет, что большое количество учителей не в состоянии разобраться с компьютером без помощи штатных «компьютерщиков».

Вероятно, Минобрнауки руководствовалось высокими целями, но для их достижения необходимо, чтобы в стране сменилось 1-2 поколения учителей.

Стандарт предусматривает применение при отборе кадров на работу в школу, он будет действовать при аттестации учителей и оценке их работы.

Из кого теперь выбирать кадры? Конкурс на замещение учительских вакансий есть только в столице. В регионах учителей, как правило, не хватает. И зарплата там в несколько раз меньше, чем в Москве. Учителя там работают на 1,5 – 2 ставки, иногда устраиваются по совместительству и в другие школы. Попробуйте спросить с них по всей строгости новейшего стандарта, и страна останется без учителей. Довольно сомнительна перспектива переподготовки учителей. Если учесть, как подобное проходит через бюрократическую систему в России, то можно сделать вывод: стандарт есть, но соответствовать ему будут едва ли, – это нечто вроде советских приписок. Будут выдаваться сертификаты, но и только.

 

Автор: © Aleksej Kuntsevich

Другие матералы рубрики: