В Общественной палате предложили внести поправки в ФЗ «Об образовании в РФ»
Опубликовано 05 марта 2017Итоги Всероссийского комплексного мониторинга доступности высшего образования для людей с ОВЗ и инвалидов на днях обсудили в Общественной палате РФ. В частности, в ходе обсуждения результатов исследования участники встречи предложили внести изменения в действующий ФЗ «Об образовании в РФ» в отношении норм, которые позволят абитуриентам с инвалидностью подавать документы сразу в несколько вузов.
На данный момент действует норма, по которой инвалиды могут поступать только в один университет и на одну специальность. Что же касается обычных абитуриентов, то им предоставляется возможность подачи документов одновременно в пять вузов, в каждом из которых они могут выбрать три специальности. Таким образом, у абитуриентов с инвалидностью остается только один шанс поступить, и если они раз ошибутся, то, значит, не смогут стать учащимися вуза, отметила член ОП РФ Екатерина Курбангалеева.
Любовь Духанина, являющаяся зампредом думского комитета по образованию, отметила, что недавно состоялось первое чтение еще одной поправки в действующий закон об образовании. Данный законопроект предусматривает, что от органов медико-социальной экспертизы будут требоваться только списки противопоказаний к обучению на тех или иных направлениях подготовки. Его будут включать в заключение этой экспертизы, которое подтвердит право абитуриента с инвалидностью на поступление по 10%-й квоте. Спикер подчеркнула, что важно обеспечить людям с ОВЗ более свободный и цивилизованный выбор карьеры.
Также исследователи по итогам проведенного мониторинга выявили недостаточную оснащенность вузов специальной образовательной техникой и соответствующей литературой для людей с ограниченными возможностями здоровья. Среди других проблем - существующая архитектурная среда, то есть наличие подъемников, пандусов, лифтов в университетских зданиях. Также в ходе проведения заседания было указано на отсутствие педагогического сопровождения инвалидов в рамках образовательного процесса в вузах. По мнению Виталия Рубцова, ректора Московского государственного психолого-педагогического университета, заботой о сокурснике могли бы заниматься студенты или отряд волонтеров, которым бы это засчитывалось, как часть педагогической практики.
Отметим, что мониторинг доступности высшего образования для людей с инвалидностью охватил 51 субъект РФ. В опросе принимало участие около 460 студентов с инвалидностью, а также их родители.