Поволжский Образовательный Портал

Реформа образования грозит перегрузками детям. Очнулись поздно. Несообразность в школьных программах в отрыве от реальности.

Опубликовано 28 сентября 2013

В начале учебного года учителя жаловались на сильно выросшую нагрузку у детей, и предложили отменить домашние задания для учеников 10-11 классов. Педагоги предложили нормативным порядком за учениками закрепить право на выбор формы образования. Эта идея давно уже бродит в умах многих «гуманистов», и, разумеется, она особенно нравится детям.

Школьная программа отзывается нагрузкой на детей.Эксперты предлагают данный вопрос рассматривать очень осторожно, так как простая отмена домашней работы скажется крайне отрицательно на усвоении материала. Как заметил директор Центра мониторинга качества образования ИРО НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак, выполнение домашних заданий у среднестатистического ученика отнимает куда больше времени, чем предполагается. Это время вполне сопоставимо с длительностью занятий в школе. Вот и получается, что некоторые иногда засиживаются до полуночи, при чем, вместе с их ответственными родителями. Таким образом, мы получаем сильно перегруженный рабочий день школьника. Анатолий Георгиевич называет совершенно справедливо учебу— работой. Каспржак, тем не менее, не находит правильным решение отменить домашние задания. И это верно; учеба зиждется на закреплении, когда ученик остается наедине с самим собой, поэтому полностью отменять домашние задания нельзя, необходимо подходить весьма осторожно к рассмотрению этого тонкого вопроса.

Однако, школьная программа местами выглядит как чей-то безумный план. Разберем два совершенно несообразных со здравым смыслом примера: «Русский язык» для 2 класса под редакцией Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В. и преподавание татарского языка в республике Татарстан.

Со стороны эти истории могут показаться не имеющими друг к другу никакого отношения, но, уверяю вас,— это звенья одной цепи.

Итак, русский язык детям 2 класса преподают в виде (не удивляйтесь) филологии и произношенияИтак, русский язык детям 2 класса преподают в виде (не удивляйтесь) филологии и произношения. Выглядят данные требования со стороны как попытка научить иностранца русскому. Если учиться по этому учебнику, можно быстро потерять любовь к родному языку. Вот пример: у «Репкина и компании» нет простого разграничения на «глаголы», «существительные», «прилагательные», отсутствуют падежи (и то правда— зачем они?). А есть следующее: слова-предметы, слова-действия и слова-признаки. Догадайся, что это. Ломать над этим голову приходится родителям, и ломать сильно; форумы перегружены просьбами разобраться с бредом «Репкина и Ko».

Далее. Накинули на этот бред с предметами и действиями транскрипцию. Поздравляю авторов учебника— они добились того, что дети стали писать под диктовку абсолютный бред! При этом, транскрипция (коей занято 90% процесса обучения) досталась детям упрощенная и исковерканная: «[наступ’ила труднай’а вр’эм’а]». Честно скажу: попытка произнести сильно смахивает на потуги иностранца, детей же ставит в тупик. Да, говоря простым языком, они тупят над этими заданиями. Но это еще полбеды:  дети видят неправильное написание слов и пишут неправильно. Они в таком возрасте не видят разницы— в родном языке— между написанием и произношением! Если до сего момента с произношением у них не было никаких проблем (язык-то родной), то с написанием они вообще никак не знакомы, но им начинают (извините) втюхивать не то написание! Никаких проверочных слов; проверок безударной гласной— ударной в однокоренном слове. Зачем? Нужно изводить детей какими-то несообразностями, которые должны в полной а не упрощенной форме преподаваться слушателям вузов! Подробно об этом, с позволения сказать, «чудесном» проекте рассказала Н.В. Николенкова на портале «Слово».

Следующая бредовая идея касается русскоговорящих граждан Российской Федерации (я сделаю на этом акцент!) в республике Татарстан. Я не буду вам рассказывать, что основным языком в РФ является русский язык, так как этот язык— общий для общения внутри страны. Поэтому, делается акцент на изучение русского языка как родного. Правда, не для всех.

Татарстан пошел по своему пути, чем спровоцировал возмущения даже среди татар!Татарстан пошел по своему пути, чем спровоцировал возмущения даже среди татар! Представьте себе, что большинство говорящих на татарском языке не хотят изучать этот язык с массой правил в том же порядке, в котором изучают русский— за пределами границ Татарстана. А потому, что большинство даже толком говорить на стопроцентном татарском уже разучилось. Не будем брать в расчет совсем уж провинцию, где литературный татарский и не используется. Речь в татарской семье зачастую ведется на русском, потому что большинство детей от родного языка отвыкло, и если его и понимает, то что-то воспроизвести складное для них трудно. Я нередко слышал, как разговаривают и взрослые: их речь пересыпана русскими словами. Да-да, не удивляйтесь, там татарского процентов на 80. И дело тут не в том, что родители просто не хотят мучить детей 2-мя языками одновременно на одном и том же уровне. Отнюдь. Часы занятий русским снижаются, а вот татарский, по мнению местных законотворцев, должен занять доминирующее положение. Родители понимают совершенно справедливо, что преподавание в вузах ведется на русском, более того, многие очень надеются своих детей отдать на обучение в российские если не ведущие, то уж престижные университеты за пределы Татарской республики. Вот и получается, какой-то крючкотворец из правительства республики решил показать свою выделенность; хотя, что греха таить,— наверняка тупо нажиться на продаже учебников, сговорившись с не очень разборчивыми «коллегами по цеху»!

Нужно признать и сделать выводы из того, что язык как и вся цивилизация должен развиваться, меняться. Язык— структура живая. Но, если цивилизаторская миссия возложена на международные языки самим течением времени, то от этого факта никуда не скрыться. Я не исключаю того, что через много лет исчезнет все разнообразие языков, либо их попросту будут называть мертвыми, подобно латыни. Останется один— международный. И есть все основания полагать, что это будет английский. И страшного в данном положении вещей нет ничего.

В современном же обществе, особенно в России, необходимо выявить четкие приоритеты и сделать акцент на продуктивности образования, а не забивать головы детей тем, что не только не приносит им пользы, но отвращает от желания учиться вообще.

 

Автор: © Aleksej Kuntsevich

Другие матералы рубрики: