Поволжский Образовательный Портал

Совершенствование профессиональных компетенций в области новых методов и технологий преподавания в начальной школе в соответствии с обновленными ФГОС

Опубликовано 26 января 2024

В связи с введением обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в начальной школе особенно актуальным становится вопрос совершенствования профессиональных компетенций учителей в области использования новых методов и технологий обучения.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2022 году 67% россиян считали, что школьное образование нуждается в серьезных изменениях и обновлении. При этом 89% опрошенных высказали мнение, что учителя должны постоянно повышать свою квалификацию и осваивать новые подходы в педагогике.

Согласно статистике, представленной Министерством просвещения РФ, за прошедший год повышение квалификации учителями начальных классов по проблематике освоения и внедрения новых ФГОС вошло в пятёрку основных тем курсов, уступив только ИТ-тематикам, а доля педагогов, закончивших обучение по ФГОС, увеличилась с 53% до 71%.

Требования к регулярному повышению квалификации педагогических работников установлены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и приказами Минобрнауки. Повышение квалификации должно проводиться не реже одного раза в три года в соответствии с занимаемой должностью.

Контроль за своевременным прохождением повышения квалификации осуществляет руководство образовательной организации. Сам процесс может быть организован как силами самого образовательного учреждения, так и с привлечением сторонних организаций.

Таким образом, рост доли прошедших обучение свидетельствует о растущем интересе учителей к обновлению профессиональных знаний и навыков в рамках выполнения установленных нормативов.

Школа, учитель начальных классов

В чем же заключаются основные новшества обновленных ФГОС для начальной школы?

Во-первых, делается акцент на формировании у обучающихся так называемых навыков XXI века - критического и креативного мышления, способности к самообразованию, умения работать в команде, коммуникативных и цифровых навыков. Ученики должны уметь ставить цели, планировать действия для их достижения, критически оценивать информацию.

Во-вторых, вводится практико-ориентированный подход в образовании - акцент на применение знаний в реальных условиях. Это достигается за счет проектной и исследовательской деятельности школьников, экскурсий, практикумов. Ученики учатся решать задачи и проблемы, аналогичные тем, что встречаются в жизни.

В-третьих, появляется требование формирования у ребенка представления о здоровом образе жизни, а также экологической культуры и безопасного поведения.

В-четвертых, вводится преемственность с дошкольным и основным общим образованием - обеспечение плавного и постепенного перехода на следующий уровень.

Для реализации новых подходов ФГОС учителю начальных классов необходимо освоить ряд современных образовательных технологий, таких как:

  • Технология развития критического мышления - формирует умение анализировать информацию, выделять главное и второстепенное, делать выводы.
  • Проектное обучение - способствует развитию исследовательских, творческих и коммуникативных навыков в процессе работы над учебным проектом.
  • Проблемное обучение - ставит ученика перед необходимостью решения учебной проблемы, активизируя познавательную деятельность.
  • ИКТ-технологии - позволяют эффективно использовать цифровые инструменты (компьютеры, интернет, мультимедиа) в обучении.
  • STEAM-образование - интегрирует в обучение естественно-научные дисциплины и искусство, развивая инженерное мышление.

Освоение этих технологий потребует от учителя готовности к непрерывному самообразованию, инновационному стилю мышления и творческому подходу к педагогической деятельности.

Чтобы облегчить освоение новых ФГОС, рекомендуется:

  • Посещать курсы повышения квалификации, вебинары и семинары по внедрению ФГОС.
  • Изучать методическую литературу, посвященную современным педагогическим технологиям.
  • Проходить стажировки и обмениваться опытом с коллегами из других школ.
  • Экспериментировать и внедрять новые методы на своих уроках, анализируя эффективность.
  • Использовать возможности интернета – искать вдохновение на тематических сайтах и в соцсетях.
  • Не бояться допускать ошибки и учиться на них.

Таким образом, обновление профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями ФГОС является важнейшей, но выполнимой задачей. Регулярное освоение новых методов и технологий преподавания позволит учителям начальных классов подготовить учеников к успешной учебе и жизни в современном обществе.

Другие матералы рубрики: