Поволжский Образовательный Портал

Взаимодействие семьи и школы: находим оптимальный баланс

Опубликовано 05 декабря 2023

Образовательная траектория и успешная социализация ребенка во многом определяются тем, насколько конструктивно выстроено взаимодействие между его семьей и школой. Какая модель поведения родителей в отношении школьной жизни является оптимальной – вопрос непростой, вызывающий множество дискуссий в педагогическом сообществе.

Отечественные данные (Абросимова, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2020) также свидетельствуют о том, что 87% российских школьников получают регулярную поддержку от семьи в вопросах обучения. Этот показатель демонстрирует в целом высокий уровень родительской вовлеченности в учебный процесс.

С одной стороны, такая ситуация имеет ряд несомненных преимуществ. Эмоциональная вовлеченность родителей, их готовность оказать своевременную педагогическую помощь крайне важны для формирования устойчивой учебной мотивации ребенка, преодоления им возникающих затруднений, в итоге – для полноценного интеллектуального и личностного развития.

По данным отечественных психологов (Печенкова, 2019), такая поддержка повышает познавательную мотивацию школьника примерно на 28%. Кроме того (Микляева, 2021), своевременная помощь родителей с домашними заданиями снижает риск пробелов в знаниях ребенка и повышает его успеваемость в среднем на 19%. Необходимо учитывать, что самим родителям это дается не просто, им приходится повторно осваивать предметы начальной и средней школы, изучая учебники и ГДЗ для подготовки к занятиям с детьми.

Однако чрезмерное участие родителей в школьных делах чада чревато и существенными издержками. Оно способно подорвать самостоятельность ребенка, лишив его возможности обрести бесценный опыт решения возникающих проблем. Как показывают исследования Института возрастной физиологии РАО (Безруких, 2013), гиперопека со стороны взрослых снижает самостоятельность школьника почти на треть (31%).

Помимо этого, чрезмерный контроль и завышенные ожидания родителей могут привести к перегрузкам ребенка, эмоциональному выгоранию, а в ряде случаев – даже испортить его взаимоотношения с близкими.

домашние занятия

Во-первых, стоит выделить основные причины, по которым родители не хотят оставлять ребенка наедине со школой:

  • Желание контролировать процесс обучения и воспитания. Родители хотят знать, чему и как учат их ребенка, следить за его успехами и проблемами.
  • Страх доверять ребенка посторонним людям. Школа – сложная и не до конца понятная для родителей система.
  • Собственная неуверенность в качестве школьного образования. Родители могут считать, что сами смогут дать ребенку больше.
  • Желание компенсировать недостаток внимания к ребенку в семье. Тесное участие в школьной жизни становится способом это сделать.

Далее стоит еще раз подчеркнуть педагогические последствия такого подхода:

Положительные:

  • Повышение мотивации и интереса к учебе у ребенка за счет эмоциональной вовлеченности родителей.
  • Возможность оказать своевременную помощь с домашними заданиями, объяснить сложный материал.

Отрицательные:

  • Снижение самостоятельности и инициативности ребенка из-за чрезмерного контроля.
  • Повышенное давление на ребенка, риск эмоционального выгорания.
  • Конфликты в семье на почве школьных проблем.

Универсальной стратегии поведения здесь быть не может. Каждая семья должна искать свой баланс, учитывающий индивидуальные особенности и потребности конкретного ребенка, специфику школы, характер педколлектива и прочие важные факторы.

Главный принцип – наладить атмосферу доверия и взаимопонимания между родителями, детьми и учителями. Только комплексный подход, синергия всех участников процесса способны обеспечить по-настоящему комфортную образовательную среду, позволяющую растущему человеку в полной мере раскрыть и реализовать свой потенциал.

Другие матералы рубрики: