Поволжский Образовательный Портал

Законопроект о принудительном трудоустройстве студентов

Опубликовано 20 июля 2013

Советская практика обязательного распределения окончивших вузы студентов может быть возрождена в законе «О первом рабочем месте». С этой инициативой выступили члены партии Единой России. Как сообщил Исаев А., глава комитета по труду и социальной политике, принятие этого законопроекта решит проблему трудоустройства среди молодежи и снизит нехватку кадров в субъектах РФ.

Представители активно участвующей в разработке этого документа Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) заявляют, что это будет касаться лишь студентов, проходящих бесплатное обучение на бюджетных местах в государственных высших учебных заведениях, в первую очередь это затронет педагогические специальности, о также специальности в сфере культуры и государственного управления.

Авторы законопроекта не отрицают, что опыт СССР был использован как основа, но теперь он более адаптирован под нужды государственных и коммерческих компаний. Принципиально ничего не изменится: предприятие, заинтересованное в работнике, и государство финансируют  студента на протяжении всего периода его обучения, который по окончании вуза должен трудоустроиться на предлагаемую ими должность. В случае отказа от предлагаемого рабочего места выпускник будет вынужден возместить все расходы на свое обучение самостоятельно, сумма возмещения прописывается в договоре в момент поступления.

Как сообщает Федерация профсоюзов, в настоящий момент наблюдается нехватка кадров по указанным выше специальностям в регионах, при том, что почти половину от числа безработных составляет именно молодежь до 35 лет.

Если подойти к данному законопроекту с другой стороны, возникает вопрос – зачем принуждать выпускников работать на месте, которое может их не устраивать по различным причинам, вместо того, чтобы привлекать их к добровольному трудоустройству за счет стимулирования высокой зарплатой или предлагая льготы? Достаточно было бы поднять оклады учителей выше среднего и молодые специалисты сами с удовольствием будут идти работать в школы.

Данный законопроект может лишь спровоцировать волну массового студенческого недовольства, отмечает Хромов А., председатель Российского студенческого союза. Он предлагает как альтернативу создание всероссийской базы рабочих мест, где выпускник, изучая предлагаемые условия той или иной вакансии, может уже выбирать наиболее подходящее место работы самостоятельно. Хромов предполагает, что закон будет иметь лишь отрицательные последствия: снижение качества образования за счет того, что студент заранее будет знать о будущей вынужденной скорее всего не престижной работе, снижение показателей производительности тех, кто не смог откупиться и вынужден был поехать в отдаленные регионы, лишь бы получить более выгодные условия труда.

Закон будет не эффективен, если не будет разработана приемлемая форма договора с учащимся, а также выгодная система бонусов для отъезжающих на работу в отдаленные уголки страны, например денежное вознаграждение или льготы на получение недвижимости и т.п., как сообщает Коровкин А., зав. лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Сейчас подобная система работает только для муниципалитетов, которую многие выпускники, к сожалению, не исполняют и чаще просто уклоняются от своих обязанностей.

 

См. также: Польза дистанционного обучения

Другие матералы рубрики: