Поволжский Образовательный Портал

Как нам победить коррупцию в вузах

Опубликовано 24 февраля 2005

На днях в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы " министр образования и науки Андрей Фурсенко затронул проблему коррупции в российских вузах и предложил свое видение причин возникновения этого зла, а заодно и способов борьбы с ним.

Собрав комментарии некоторых экспертов по столь животрепещущей теме, "Газета.Ru" имеет возможность предложить своим читателям альтернативное видение причин появления коррупции в системе образования. О способах ее искоренения мы даже и не пытаемся рассуждать – настолько они представляются в настоящее время утопичными.

Итак, министр образования и науки Андрей Фурсенко поделился со слушателями "Эха" своим выводом о том, что коррупция работает только "там, где результаты обучения никого не волнуют", а значит,чтобы победить коррупцию, необходимо ужесточить контроль за качеством образовательной деятельности учебных заведений.

"Если мы создадим систему, при которой и студент будет заинтересован в том, чтобы получить реальные знания, и преподаватели будут зависеть от того, как хорошо выучены студенты, это способно существенно снизить уровень коррупции", – отметил он, присовокупив, что такая "проверка результата" намного эффективнее обращения к правоохранительным органам. А то, посетовал министр образования, сейчас "они (студенты) больше знают о тарифах, то есть сколько стоит поступить в институт или сдать экзамены, а о знаниях они не знают".

Однако тезис министра о том, что "о знаниях не знают" по большей части студенты именно коррумпированных вузов, большинство экспертов не разделяют. Напротив, они единодушно ссылаются на ведущие, престижнейшие вузы страны, которые отлично учат своих студентов, но коррумпированы при этом не менее (а то и более) прочих. Например, как заявил "Газете.Ru" председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович, это те вузы, что обучают по юридическим специальностям. Или готовят финансистов.

Конечно, как признал Евгений Бунимович, существуют и явно жульнические схемы. Например, "вузы", готовые, условно говоря, за $100 в год обеспечить своих "выпускников" "дипломами о высшем образовании". Никто не спорит, что их обязательно нужно выявлять и закрывать. Но в то же время вузовская коррупция, убежден он, не сводится лишь к даче взяток. Это сложнейшее явление, которое сплошь и рядом не принимает популярной сейчас формы "монетизации". Взять хоть ту же пресловутую клановость, которой, по мнению Евгения Бунимовича, грешат, в частности, дипломаты и юристы. Выявить, не говоря уже искоренить ее посредством "ужесточения контроля", считает он, абсолютно невозможно. И "простых" решений здесь в принципе быть не может.

Сама идея "ужесточения контроля" как панацеи от всех бед не нова. Она широко практиковалась в советские времена и тогда же доказала свою полную несостоятельность. Известны и пути ее реализации – плодить проверяющие организации и ставить "контролера над контролером". Этой проторенной дорожкой, похоже, собираются следовать и новые чиновники от образования. Во всяком случае глава Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов подтвердил, что как раз такая "проверяющая инстанция" уже создается. Название ей уже придумано: Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО).

ОСОКО займется проверкой как школ, так и вузов.

"В школьном образовании, – по словам Виктора Болотова, – это аттестация учащихся после девятого и одиннадцатого классов, включая единый государственный экзамен (ЕГЭ). Плюс к этому мы будем организовывать исследования по вопросам, требующим детального изучения. В вузах же планируем проводить общероссийские срезы уровня подготовки студентов".

Судя по размаху готовящихся проверок, для их осуществления потребуется целая армия "проверяющих".

О том, где взять столько "честных контролеров", объективно оценивающих качество работы вузов, а также почему не удалось найти сопоставимое количество "честных преподавателей", способных объективно оценить знания абитуриентов и студентов, чиновники не распространяются. Равно как и о том, где гарантия, что первые окажутся "честнее" последних. А раз так, считает замдиректора независимого Института развития образования Ирина Абанкина, то вместо искоренения коррупции в сфере образования вполне может произойти ее узаконивание.

"Коррупция возникает на входах и выходах, а также на переходах внутри системы образования, и усиление административного контроля за качеством образования не может решить этой проблемы", – считает она. Равным образом таким "контролером" в сегодняшней России не могут быть и объективные потребности рынка. "В условиях рассогласованности между потребностями рынка труда и подготовкой выпускников рынок как таковой не может быть эффективным средством борьбы с коррупцией в вузах", – заявила Ирина Абанкина "Газете.Ru".

Нельзя сбрасывать со счетов и общую социально-экономическую ситуацию в стране. По статистике, приведенной Ириной Абанкиной,из-за низких зарплат до 90% преподавателей вузов и школ вынуждены подрабатывать где только возможно.

Здесь, по ее мнению, коренится главная причина коррупции в сфере образования, и она останется таковой, "пока в России не станут адекватно оплачивать труд преподавателей".

Не секрет, что аналогичная ситуация с оплатой труда существует и в остальных отраслях, включая силовые ведомства. Как сообщило на днях агентство "Интерфакс", выступая на расширенном заседании коллегии МВД, премьер-министр Фрадков признал, что "в настоящий момент в России фактически нет системы борьбы с коррупцией", а говоря далее о коррумпированности милиции, заявил, что "ни о какой целенаправленной борьбе с коррупцией говорить не приходится".

Не взять ли министру Нургалиеву на вооружение ноу-хау самого инновационного изо всех его коллег?

По материаллам сайта gazeta.ru

Другие матералы рубрики:

Архив новостей

2017Последние новостиЯнварь