Как сделать образование доступным для всех
Опубликовано 04 марта 2005В Госдуме прошли общественные слушания "Стратегия российской образовательной политики: есть ли альтернатива?". Организованные по инициативе зампреда комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, они направлены против тех положений федерального закона N 122, которые касаются образования.
Собравшиеся обсуждали декларацию "Образование - для всех". Ее авторы выступают:
против приватизации образовательных организаций в любой форме (ее последствия - резкое сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений в связи с их превращением в негосударственнные, рост платных образовательных услуг);
против введения платы за обучение в школе под предлогом сокращения на 25% учебной нагрузки;
против передачи на бюджеты регионов (вместо федерального финансирования) ПТУ, ССУЗов, а в перспективе и вузов;
против введения образовательных ваучеров в форме ГИФО на основании результатов ЕГЭ (с помощью репетиторов, связей и взяток семьи с высокими доходами смогут добиться более высоких оценок по ЕГЭ, а затем учить детей бесплатно);
против введения двухступенчатой системы высшего образования. Авторы декларации не поддерживают создание предшкольной ступени, введение ЕГЭ.
Вместо этого предлагается повысить в 2 раза расходы на образование. Создать систему господдержки (отказаться от политики искусственно созданного профицита федерального бюджета; использовать не менее половины средств Стабилизационного фонда - около 500 млрд руб. к концу 2005 г.) на цели образования. Сохранить на федеральном финансировании все профессиональные учебные заведения... А кроме того, повысить стипендии, принять закон "О статусе педагогического работника", уравнять в правах учреждения дополнительного образования и школы...
Только все это, по мысли создателей декларации, поможет осуществить лозунг мирового сообщества "Образование - для всех".
Наталья Иванова-Гладильщикова.