Поволжский Образовательный Портал

Главное — не срок обучения, а компетентность специалистов, — считают руководители двух ведущих университетов страны

Опубликовано 15 марта 2005

Виктор Садовничий, ректор МГУ, президент Союза ректоров России: — Некоторые политики рассматривают нас как побежденную страну, а потому пытаются диктовать те или иные нормы поведения. Но Россия не то государство, которое должно искать покровительства у кого-то и куда-то входить, чтобы выжить. Поэтому, на мой взгляд, мы сделаем большую ошибку, если в своей стратегии развития образования выберем модель, уже принятую кем-то. Двигаясь вперед, надо исходить в первую очередь из общего принципа — компетентности. Я думаю, это главное при проведении любых наших мероприятий, будь то определение стратегических направлений развития образования или каких-то конкретных шагов по его реформированию.

Сейчас много говорится о недостаточности уровня образования в различных системах (что правда, и отрицать это невозможно), но что конкретно у нас плохо, в точности никто не знает. Поэтому мы создали в МГУ группу, в которую вошли ведущие академики, ученые, взявшиеся за изучение программ, планов, стандартов. В результате своей работы эта группа должна дать заключение о том, что такое компетентность специалиста, подготовленного в разных странах, то есть определить, что знают наши математики, биологи, химики, и как это сравнимо со знаниями и компетенцией специалистов, выпускаемых вузами других стран. Такую работу ведет и МВТУ имени Н.Э.Баумана по инженерным специальностям. Имея перед глазами такое заключение, мы будем понимать, что нам нужно перенимать, а чему пусть учатся у нас, а главное, сможем выбрать правильную траекторию движения вперед.

Почему мне кажется важным иметь свой путь развития? Ведь над одной системой неизбежно вырастает другая, и гнаться за ними, постоянно внося изменения в собственную траекторию, крайне опасно. Например, есть система европейских университетов «УНИКА», которая находится над Болонской. Ее суть в том, чтобы интегрировать три-четыре десятка лучших университетов Европы (Северной Германии, других регионов). Ведь никто не хочет терять свои достижения, поэтому, думаю, мы тоже должны понимать, что наши стандарты — это богатство и достояние российских научных школ.

Почему я так уверен, что наша высшая школа готовит хороших специалистов? В прошлом году из Германии выехали в Америку 122 тысячи молодых специалистов, окончивших вузы этой страны. Теперь Германия поставила задачу ввезти 500 тысяч выпускников из сопредельных стран, в том числе из России. Оставляя за рамками другие проблемы, хочу сказать, что многие государства хотят получить специалистов главным образом из России. Это неплохо, хуже было бы, если б мы готовили таких специалистов, которые в принципе никому не были нужны, оседали бы в нашей стране и приумножали серость. Вот только бы не получилось так, что мы ввозим рабочую силу из Киргизии и Молдавии, а вывозим теми же самолетами наших высококвалифицированных специалистов.

Мы обучаем в России иностранных студентов, у нас их много, но в ближайшее время вряд ли к нам поедут тысячи студентов из Германии, США, Франции, других стран, причем главным образом из-за досадных нюансов нашей жизни. Но у нас есть свой потенциальный контингент — молодежь из стран СНГ, которую мы по непонятным причинам упускаем. Нас сначала «били» за то, что мы принимали абитуриентов из СНГ, потом нас заставили ввести плату за их обучение, но, согласитесь, — это не лучший способ помощи соотечественникам. В Бишкеке недавно прошла конференция, в которой принимали участие ректоры многих ведущих университетов и все президенты академий наук СНГ. Ее участники приняли Бишкекскую декларацию, в которой идет речь о том, что нужны такие законы, чтобы мы могли обучать молодежь из СНГ.

Важным направлением ректорского сообщества стала работа по формированию законодательной базы системы образования. Мы сформировали рабочую группу из высококвалифицированных специалистов по разработке законодательной базы и нормативам. Кроме того, мы наконец-то пришли к идее о необходимости создания кодекса образования.


Людмила ВЕРБИЦКАЯ, ректор Санкт-Петербургского государственного университета: — Мне кажется весьма важным то, что в течение последних месяцев проходил процесс оптимизации управления высшим образованием. Мы знаем, что во всех вузах развитие науки и образования — единый процесс, и хорошо понимаем, что никакое высококачественное образование невозможно без науки.

Сегодня для нас очень важно осознать, кого мы выпускаем из своих вузов. Этот вопрос приобретает особую остроту в связи с вступлением России в Болонский процесс. Думая о специалистах, которые могут конкурировать на мировом рынке, нужно прежде всего решать, как соединить образование и науку. У нас есть очень хорошая программа «Университеты России», которая как раз позволяет провести эту интеграцию в интересах высшей школы и науки, сделать следующий шаг — интеграции академической и вузовской науки. С моей точки зрения, не нужны никакие новые юридические основания для такого сотрудничества, потому что практических примеров этого уже довольно много.

Уровень развития высшего образования и вузовской науки позволил нам вступить в 2003 году в Болонский процесс. Мы хорошо понимаем, что интеграция в этот процесс — задача непростая. Ведь нам нужно провести изменения в учебных планах, требующие перестройки соотношения числа лекций и самостоятельной работы, организации этой самостоятельной работы на современном уровне и многого другого. При этом нужно будет так вести работу, чтобы сохранить все лучшее, что есть в отечественном образовании. Кстати, общаясь с представителями Болонского комитета и проводя международные конференции в университете, я не раз убеждалась в том, что требования Болонской декларации чрезвычайно гибкие. Говорить же о том, что наше российское образование в целом самое лучшее в мире мы не имеем права, потому что это не так. Ведь мы хорошо знаем, какого качества образование дает множество филиалов, некоторые коммерческие вузы и прочие учебные заведения. Так что нам предстоит очень серьезная работа по реформированию образования.

По материаллам сайта Учительская газета.

Другие матералы рубрики: