Поволжский Образовательный Портал

По каким законам жить образованию

Опубликовано 28 марта 2005

Подготовкой нормативно-правовых актов, связанных с образованием, занимается совместная рабочая группа, в состав которой входят представители Российского союза ректоров, Минобрнауки, а также РАН, Федерального собрания РФ и научно-педагогической общественности. Сопредседатель группы - ректор Академии труда и социальных отношений Николай Гриценоко - отвечает сегодня на вопросы корреспондента “Поиска”.

- Николай Николаевич, над какими именно законопроектами работает ваша группа?

- Мы подготовили свои поправки к новой редакции Закона об образовании и Закона о высшем послевузовском образовании. Одновременно мы постарались отреагировать и на блок новых предложений, касающихся, в частности, двухуровневой системы образования, доступности образования, участия работодателей в формировании заказа и влияния их на определение образовательных стандартов. Включили замечания, подготовленные ранее, но не учтенные летом при принятии печально известного 122-го закона.

Наши предложения - а это обширный материал, 38 страниц! - в начале марта были рассмотрены правлением Российского союза ректоров, одобрены и за подписью президента РСР академика В.Садовничего направлены в Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, в Правительство РФ, в Совет Федерации РФ, в РАН. И конечно, в Министерство образования и науки. Теперь ждем реакции.

- Как вы относитесь к предлагаемому переходу на двухуровневую систему образования - бакалавр - магистр?

- Мы вместе с Российским союзом ректоров и Московским советом ректоров однозначно выступаем за сохранение многоуровневой системы образования: бакалавриат - специалитет - магистратура. Мы считаем также, что условия приема в вузы для обучения по этим программам могут допускать различные варианты конкурсов - при соблюдении принципа общедоступности, непрерывности и качества образования. Речь идет о том, чтобы в вуз принимали по результатам не только ЕГЭ, но и олимпиад, конкурсов и т.д.

- Кто, на ваш взгляд, должен определять количество бюджетных мест на каждом уровне, выделяемых для конкретного вуза?

- Мы полагаем, что это дело Ученого совета вуза, который будет определять эти цифры на основании госзаказа, после консультаций с работодателями. Ведь есть специальности, которые вполне реально можно получить за четыре года, и такое образование бакалавра вполне может устроить работодателя. Правда, устной договоренности тут недостаточно: работодателям придется менять свои требования в квалификационных характеристиках.

- Есть мнение, что два уровня обучения - бакалавриат и магистратура - нужно вводить только для подготовки гуманитариев. На остальных специальностях уровней должно быть три. Ваша точка зрения на этот счет?

- Министерство образования и науки предлагает сохранить традиционную форму обучения - специалитет - для инженерных, медицинских и некоторых других специальностей (по списку, определяемому правительством). Наша позиция другая: количество уровней образования в вузе должен определять Ученый совет, учитывая мнения работодателей. Потому что условия диктует рынок. Есть сверхсложные специальности, по которым и пяти лет обучения мало! Например, для получения диплома специалиста по некоторым направлениям в Бауманке учатся шесть лет. Поэтому мы выступаем за введение такого понятия как монопрограмма: хочет человек получить степень бакалавра - пусть сдает экзамены в бакалавриат, хочет выучиться на специалиста - пусть поступает на специалитет. То есть должны быть отдельные, самостоятельные программы. И абитуриент сам выберет, куда поступать, имея право продолжить образование на последующих уровнях.

- Ранее существовали льготы при поступлении для отслуживших по контракту в Вооруженных силах. Сейчас много спорят о том, отменять их или нет. Ваше мнение?

- Мы считаем, что льготы для этой категории населения должны быть. Другой вопрос какие. Это сейчас обсуждается. Предложения есть разные. Например, недавно представители Министерства обороны предлагали, чтобы демобилизованного или уволенного в запас воина рекомендовала в вуз воинская часть. Причем такая рекомендация была бы обязательным условием для его поступления. Пришлось объяснять, что, согласно общим правилам приема в высшие учебные заведения, отбор абитуриентов должен проходить не в воинской части, а в приемной комиссии вуза. С нами согласились. В качестве льготы для отслуживших службу контрактников рассматривается возможность предоставления им хороших стипендий - ведь в большинстве своем это совсем взрослые люди, многие уже успели обзавестись семьями. В связи с этим мы попросили Минфин подсчитать, как много потерял в заработке человек, служивший в армии, за годы службы. Повышенная стипендия могла бы стать компенсацией тех денег, которые он недополучил.

- Сегодня много говорится об участии работодателей в подготовке специалистов. Как это отражено в новых законодательных предложениях, в чем заключаются ваши поправки?

- Социальная ответственность бизнеса выражается не только в уплате налогов и заработной платы своим работникам, выпуске качественной продукции. Руководители и владельцы крупных предприятий сегодня должны еще и заботиться о подготовке и воспроизводстве рабочей силы и прежде всего интеллектуального потенциала. Работодатель тратит средства на обновление оборудования - он должен нести расходы и на воспроизводство кадров. А кто готовит специалистов? Учебное заведение!

К сожалению, из законодательства об образовании убрали статью 40 о налоговом стимулировании предприятий, вкладывающих инвестиции в развитие образования. Казалось бы, тогда участие работодателей в воспроизводстве рабочей силы нужно закрепить в другой форме! Но пока что в проекте закона, на наш взгляд, эта функция работодателя несколько заужена - она ограничивается контролем над качеством образования и участием в разработке образовательных стандартов. Это все. Мы считаем, что сфера ответственности работодателей за подготовку кадров должна быть расширена. Во-первых, от них требуется помощь при организации студенческой практики, предоставление для этого базы. Сегодня в условиях коммерческих тайн, промышленного шпионажа доступ на предприятия, фирмы, корпорации ограничен. А как без практики можно подготовить специалиста?

И во-вторых, мы считаем, что необходимо законодательно закрепить участие работодателей в трудоустройстве, предоставлении первого рабочего места выпускнику вуза. Ведь сегодня большинство молодых людей получают диплом - и выходят на улицу в поисках работы.

- В прошлом году, когда принимали поправки к Закону об образовании, ректоры пытались влиять на законодателей, чиновников, обсуждали нововведения на общественных советах. Их мнение учитывали, но далеко не всегда. Согласитесь, часто случается, что в то время как ректоры обсуждают какие-нибудь принципиальные вопросы законопроекта, сам этот законопроект уже на согласовании в Минюсте. У вас руки не опускаются от такого отношения к себе?

- Если бы мы встали на такой путь - если раз отказали, второй можно уже и не пытаться, - то, наверное, не многого бы достигли. Мы действуем по принципу “капля камень точит”.

Думаю, что многие негативные явления происходят из-за равнодушия общества. Мы убеждаемся, что весь сегодняшний “накат” на систему образования идет, скорее, в целях сокращения финансовых расходов на эту сферу. Но давайте вспомним расхожее выражение: богатеют не от доходов, а от расходов. То есть все дело в эффективном расходовании средств! Мы должны доказывать и показывать, что сфера образования всегда была самой выгодной для вложений. Американцы исследовали вклад в ВВП различных групп населения в зависимости от уровня образования. Выяснили, что четверть работающего населения имела 10,5 лет суммарного общего и профессионального образования, столько же человек учились в общей сложности 14,5 лет. Оставшаяся половина - 12,5 лет. Так вот оказалось, что 51 процент ВВП создает группа учившихся 14,5 лет.

Не случайно один из американских президентов говорил: “У нас не потому много университетов, что мы богаты, а мы потому богаты, что у нас много университетов”.

Все великие реформы в России начинались с поднятия роли образования и науки. Петр I ввел обязательное образование “отроков до 14 лет”. Когда Александр II пришел к власти, в России было 8 тысяч церковно-приходских школ, к концу его правления - уже 22 тысячи таких школ, и был утвержден первый университетский устав. С созданием Советского Союза прошел первый съезд учителей. Им подняли зарплату, ввели всеобщее образование. Первый указ первого Президента России Б.Ельцина был “Об образовании”. Другое дело, что он не выполняется, и поэтому его пытаются “стричь”. В нем были положения и о повышении зарплаты учителям и преподавателям вузов, и об обязательной доле в госбюджете финансирования образования, и многие другие важные нормы.

Проблема в том, что сиюминутные интересы бюджета сегодня становятся выше стратегических интересов страны. Но учитывая, что наш бюджет профицитный, что есть стабилизационный фонд, что выигрышна конъюнктура нефти на мировом рынке, сейчас прекрасные возможности максимально вложиться в образование и сделать рывок! Ведь ситуация критическая: скоро не то что учиться - учить некому будет.

Поэтому мы, посвятившие образованию свою жизнь, не должны молчать.
 
     Олеся Пенкина  
 

Другие матералы рубрики: