Поволжский Образовательный Портал

Оправданно ли сокращение бюджетных мест по гуманитарным специальностям в вузах

Опубликовано 11 апреля 2005

Грядет серьезное сокращение бюджетных мест в государственных вузах. Причина этого явления, говорят в Министерстве образования и науки РФ, – в демографической яме. Норма закона об образовании предписывает обучать бесплатно в вузе 170 человек на 10 тысяч населения. В последние годы общими усилиями эта цифра значительно превысила норму и составила 207 (по некоторым данным, даже 220) «бюджетников». В условиях демографического спада министерство считает логичным перейти к соблюдению нормы. А значит, будут сокращать «лишние» бюджетные места. Сокращать решено гуманитариев, потому что их слишком много для экономики страны.

Перепроизводство гуманитариев возникло, как говорят чиновники, в результате появления на рынке образовательных услуг новых игроков – вузов, которые не в состоянии обеспечить надлежащего качества обучения. И речь идет не только и не столько о негосударственных вузах.

И сам за себя говорит тот факт, напоминает часто министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, что почти в каждом объявлении о найме на работу предпочтение отдается обладателям дипломов трех-четырех учебных заведений, и этот список с годами почти не меняется. Выходит, оставшееся большинство вузов работает вхолостую.

Так оправданны ли меры по сокращению? И почему сегодня образование не отвечает запросам рынка труда? Кто должен и должен ли делать заказ вузу на специалистов? Какие специальности сегодня востребованы? Повлияет ли каким-то образом на связку «образование–рынок труда» введение платного образования? Обратимся за ответами к представителям вузов, руководителям кадровых агентств и самим потребителям сферы услуг – работодателям.

Президент Кадрового объединения «Метрополис» Валерий Поляков уверен, что количество вузов, дающих качественное образование по гуманитарным направлениям, относительно невелико, поэтому мы и наблюдаем растущее производство дипломированных специалистов – с одной стороны, и острую нужду в высококвалифицированных кадрах – с другой. «Сокращение набора абитуриентов на бюджетное обучение по гуманитарным специальностям в вузах целесообразно, если будут правильно использованы освободившиеся средства, – заявил он корреспонденту «НГ». – Если эти деньги по-умному не будут использованы – лучше ничего не трогать...»

В упрек нашей высшей школе сегодня Валерий Поляков ставит то, что вузы дают образование, не заботясь о том, чтобы выпускники в дальнейшем хорошо устроились в жизни. Службы трудоустройства выпускников в наших вузах слабы или отсутствуют. В рейтингах вузов за рубежом один из основных показателей престижного вуза – как быстро делают карьеру его выпускники… «Впрочем, – добавляет Валерий Поляков, – не стоит винить в сложившейся ситуации только вуз. Сами соискатели у нас тоже плохо выбирают. На первом месте у наших абитуриентов (и это плохо!) – диплом, а затем уже – качество образования...»

Формировать для высшей школы заказ на подготовку специалистов никто не будет, уверен руководитель Кадрового объединения «Метрополис». Любой вуз должен заниматься маркетингом и продвигать «свой товар» – выпускников – сам. Вуз должен исследовать рынок и самостоятельно решать, кого ему готовить.

«Меня каждый год журналисты спрашивают, какие специальности будут наиболее востребованными в новом году, – добавил Валерий Поляков. – Те, отвечаю я, что были востребованы в прошлом году и два года назад. Всегда требуются профессионалы по всем специальностям. Существует некое общее заблуждение, что рынок все время требует новых специальностей. Это не так. Новые профессии появляются редко. Пропорции в потребностях на специалистов меняются плавно и медленно. Революций на рынке труда больше не будет. Были резкие и качественные изменения в начале 90-х, но сейчас все стабильно... И вообще, нужно трезво признать, что в ближайшие пять лет вузы продолжат производство выпускников, многие из которых будут плохо востребованы на рынке труда. В силу инерционности процесса, в силу неспособности подготовить тех, кто нужен, потому что учим пока не так, как нужно».

«Качество образования в ряде негосударственных вузов не соответствует требованиям времени, – дополнил тезис Полякова Сергей Капков, член комитета Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Это зачастую происходит из-за низкой квалификации преподавательского состава и программ обучения. В результате молодые специалисты из числа юристов и экономистов не могут трудоустроиться. К тому же законодательство усложняется и полученных знаний им явно не хватает для практической работы. Надо повысить требования к вузам при выдаче и продлении лицензий».

«Наша компания реально сталкивается с дефицитом квалифицированных специалистов как для работы в головном офисе, так и для работы за рубежом, – подчеркнул, отвечая на наш вопрос, Cергей Моложавый, председатель Федерального государственного унитарного предприятия «Технопромэкспорт». – Безусловно, нам нужны высококлассные специалисты, обученные в соответствии с мировыми стандартами профессиональной подготовки. Со своей стороны, мы готовы работать с вузами. Например, мы готовы поддерживать самых перспективных студентов, способных обеспечить конкурентоспособность российской энергетики и реализовать стратегию нашей компании на развитие бизнеса как за рубежом, так и в России. Каким образом мы готовы это сделать? Уже сегодня совместно с Московским энергетическим институтом – Техническим университетом мы проводим конкурс научных работ выпускников этого вуза. Победители получат возможность попробовать свои силы на производстве».

Шансы найти интересную, высокооплачиваемую работу тем, кто выбрал технические специальности, сегодня многократно возросли, уверен Моложавый. А вот шансов у гуманитариев значительно меньше. В российской экономике наконец-то возник голод на «физиков», причем как в коммерческих структурах, так и в государственных. «Если брать, например, нашу компанию, – сказал Моложавый, – у нас в стадии реализации порядка 15 проектов по строительству энергетических объектов. Часть из них приходится на страны «третьего мира», на которые переориентировались в последнее время мировые энергостроительные компании. Что можно противопоставить их разработкам? Только более качественные российские. А кто их сможет подготовить? Грамотные специалисты. Отсюда и вывод: конкурентоспособные выпускники российской высшей школы на рынке труда более чем востребованы...»

Преподаватели Высшей школы экономики, изучившие опыт ведущих вузов США, пришли к любопытным выводам. В США плата за высшее образование от 6 до 40 и выше тысяч в год. На первый взгляд, явная дискриминация в отношении необеспеченных слоев населения. Это не так, считают наши ученые. Активная поддержка высшего образования со стороны государства и корпораций, включающая низкопроцентные госкредиты, гранты фондов, корпоративные стипендии, премии и призы, привела к тому, что даже в Гарварде, Принстоне и Стэнфорде лишь около четверти студентов занимаются полностью за свой счет.

Качество образования там достигается за счет развитой конкуренции. Она повсюду – между университетами, департаментами, внутри вуза и между преподавателями. Контроль качества осуществляют общественные организации.

Динамично развивающийся рынок труда в Америке требует гибкости учебных планов. Дополнительные курсы выстраиваются там не по отраслевым направлениям, а по проблемным полям практической деятельности. Запросы к университетам поступают от федеральных и местных властей, работодателей, попечительских советов, университетских служб трудоустройства, бывших выпускников и даже через студентов.

Внедрить положительный опыт США у нас в ближайшем будущем – чистый идеализм. Мы долго раскачиваемся. Участие общественных организаций у нас в контроле качества минимально. Поддержка вузов финансами со стороны – в единичных случаях. А гибкость вузовских учебных планов – где-то только в помыслах... Но это не означает, что хороший опыт нам нужно игнорировать.

По материаллам Независимой газеты.

Другие матералы рубрики: