Поволжский Образовательный Портал

Образование в России станет еще лучше

Опубликовано 22 апреля 2005

Прежняя система финансирования школ почти умерла. Чтобы нормально существовать, им придется придумывать уникальные программы обучения. Впрочем, если верить чиновникам от Минобрнауки, в ближайшее время они вообще перетряхнут всю систему образования в России.

В среду глава Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин назвал основные приоритеты, на которые будет ориентироваться российское образование в ближайшее время. По его словам, изменения коснутся всех уровней образования, начиная с дошкольного. Именно с этого возраста предстоит отныне начинать подготовку к школе, чтобы, как говорят чиновники, "создать равные условия для учебы детей из разных семей".

Как отметил Григорий Балыхин, государственная поддержка в школе и дошкольных учреждениях будет адресной.

Адресность означает, что будет реализован план платной предшкольной подготовки, сказали "Газете.Ru" в Министерстве образования и науки.

Предполагается, что большинство родителей заплатят за предшкольное образование своих детей сами, и лишь самые малообеспеченные семьи смогут это сделать за государственный счет. При этом четких критериев отбора малоимущих пока не существует.

Изменится наконец и вся школьная программа. Из-за отсутствия бюджетных средств изменения застряли в Государственной думе еще два года назад. Однако сейчас, похоже, чиновникам из Минобрнауки удалось уговорить коллег из Минфина смягчить свои позиции. Во всяком случае, как рассказал "Газете.Ru" Григорий Балыхин, появился шанс принять соответствующий законопроект к концу 2005 года.

Принятие новых стандартов позволит перейти к профильному образованию в средней школе: учащиеся общеобразовательных школ будут учиться по общей программе только до 9-го класса. Он станет предпрофильным и позволит школьникам окончательно определиться в выборе дальнейшей специализации. Старшеклассники (10-й и 11-й классы) будут проходить только предметы, необходимые им для дальнейшей учебы или выбранной специальности.

Изменения коснутся и итоговой формы аттестации знаний школьников. Формально ЕГЭ больше не считается основным способом проверки знаний школьников. На равных с ним теперь будут официально котироваться "проведение школьных олимпиад как формы поступления в вузы и итоговой аттестации школьников". Серьезность намерений чиновников в этом отношении подтверждает включение бюджетного финансирования проведения олимпиад в перечень финансовых приоритетов 2006 года. Правда, при этом стоит помнить, что число победителей олимпиад исчисляется сотнями, тогда как в российские вузы поступают сотни тысяч человек.

Другим финансовым приоритетом станет увеличение средств, отпущенных на пополнение школьных библиотек. В последние годы они испытывали серьезные проблемы с комплектацией своих фондов учебниками.

Изменятся в ближайшем будущем и стандарты высшего образования.

Как подтвердил "Газете.Ru" замдиректора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Федор Дудырев, в настоящее время в правительстве находится подготовленный в министерстве законопроект, предусматривающий "отход от идеологии ступеней образования и переход к уровням образования".

В случае его принятия высшее образование в России окончательно станет двухуровневым. По завершении четырехлетнего обучения можно будет получить степень бакалавра (первый уровень), а доучившись еще два года, получить степень второго уровня - магистра.

Деление на магистров и бакалавров не станет всеобщим.

Для некоторых специальностей (например, творческих, инженерных, медицинских) сохранится возможность непрерывного 5- или 6-летнего образования с получением еще одной разновидности диплома второго уровня - степенью дипломированного специалиста. Полный перечень таких специальностей будет оговорен специальным документом Минобрнауки.

Как обещают чиновники, сокращения государственной поддержки образования в ближайшем будущем не предвидится. Обещают даже, что она возрастет. Правда, изменятся принципы финансирования.

Традиционная закачка бюджетных денег в конкретные учебные заведения (сметное финансирование) будет все в большей степени дополняться финансированием отдельных проектов и программ. В частности, как рассказал Григорий Балыхин "Газете.Ru", в 2006 году сметное бюджетное финансирование образовательных учреждений увеличится на 20% и основная доля дополнительных денег уйдет на программно-целевое финансирование. Это значит, что учебным заведениям будет гарантировано лишь минимальное финансирование. За дополнительные средства им придется постоянно конкурировать между собой.

Идею скорейшего и при этом полного отхода от сметного финансирования поддержал в разговоре с корреспондентом "Газеты.Ru" ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Однако, по его мнению, среди остальных направлений не все ключевые для российского образования. Предшкольная подготовка, бесспорно, может улучшить качество школьного образования. Но равным образом ее улучшили бы и другие меры. Например, введение дополнительных часов по иностранному языку. Так что "предшкольное образование - не то, на чем стоило бы сосредоточить ресурсы", заявил Ярослав Кузьминов "Газете.Ru".

Напрасно, с его точки зрения, "Министерство образования поддалось нажиму ректоров и оставило наряду с бакалавриатом и магистратурой пятилетнее образование". По мнению Ярослава Кузьминова, до трети российских выпускников не идут работать по специальности после окончания вуза, поэтому "нечего тратить бюджетные деньги на их пятилетнее обучение". Исключением, по мнению Кузьминова, могут быть только врачи. Остальные, за исключением ведущих вузов, должны учить в обязательном порядке только четыре года, а затем устраивать среди бакалавров конкурс на продолжение учебы в магистратуре. А ведущим вузам (вроде упомянутых выше) можно позволить учить на магистров всех своих студентов.

Что Ярослав Кузьминов однозначно поддерживает, так это скорейший переход к школьному профильному образованию. Как подчеркнул он "Газете.Ru", "это позволит наконец покончить с псевдоообразованием в 10-11-х классах, когда старшеклассники не столько учатся в школе, сколько готовятся к вступительным экзаменам в вузы". "И если министерству действительно удастся это сделать, это будет большим достижением", - подчеркнул он.

Марина Лемуткина

 

Другие матералы рубрики: