Поволжский Образовательный Портал

Бум высшего образования в России

Опубликовано 13 мая 2005

В вузы сегодня идет поступать абсолютное большинство выпускников школ. Университеты и институты ежегодно "выплескивают" на рынок труда порядка 1 млн молодых специалистов. Между тем, по данным Высшей школы экономики, потребности рынка в год - 500-600 тыс человек

В начале 1990-х "рейтинги" высшего образования резко упали - молодежи казалось, что благосостояния можно быстрее достичь, нигде особенно не обучаясь. Сейчас - другая крайность. По числу студентов Россия входит в число мировых лидеров - на 10 тыс населения приходится 340 учащихся вузов. Число госуниверситетов и академий за 10 лет выросло на 18% - с 553 до 654, а коммерческих вузов - со 157 до 392. Конкурсы абитуриентов год от года увеличиваются - в 2004 г рост составил 8,5%. Вроде бы факт отрадный, свидетельствующий о тяге к знаниям.

Молодежь знает, чего хочет, сформулировала свои потребности и уже нетерпеливо заглядывает в будущее. "Цивилизованным бизнесом" без высшего образования не займешься, да и на работу устроишься с трудом.

Но у тотального обучения в вузах есть и обратная сторона. Имеет ли оно смысл, когда стране не хватает квалифицированных рабочих, а до 60% выпускников университетов и институтов не идут работать по специальности? Государство, по сути, теряет деньги, оплачивая их обучение из бюджета. По закону на 10 тысяч населения лишь 170 человек могут получать высшее профессиональное образование за счет казны. Между тем, по данным министра образования и науки Андрея Фурсенко, в 2004 году эта цифра составила 209 человек. При этом дисбаланс между спросом и предложением велик: так, при существенном перепроизводстве экономистов и юристов - в России дефицит инженеров, врачей, педагогов, агрономов.

Вузы превращаются в "камеру хранения", отмечает министр. "Люди, которые не могут себя найти, идут учиться", - поясняет Андрей Фурсенко. Но редко кто планирует впоследствии работать "на благо страны". Не секрет, что обучение в вузе воспринимается и как спасение от армии.

Между тем, российской образовательной системе явно не хватает финансов. Она постоянно растет, и ассигнования на нее из бюджета ежегодно увеличиваются - с 2000 по 2004 год они возросли вчетверо. Но, как говорят эксперты, этого все же недостаточно. По оценке ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, расходы государства на образование ныне составляют лишь 3,6% ВВП - по сравнению с советскими 5-6%. По его мнению, в такой ситуации сложно что-либо изменить в системе подготовки квалифицированных кадров.

Вузам нужно рекомендовать расширить практику целевого приема, особенно для подготовки инженеров для оборонных отраслей, считают в Федеральном агентстве по образованию. "Было бы разумнее, если бы человек изначально получал специальность, востребованную на рынке труда", - замечает председатель Комитета по образованию и науке нижней палаты российского парламента - Государственной Думы - Николай Булаев.

Деловые круги должны принимать участие в формировании заказа на специалистов. "Мы ждем от бизнеса активного обсуждения не только формулировок рынка труда, например, сколько нам сегодня нужно станочников, но и перспектив развития экономики", - говорит Андрей Фурсенко. Кстати, крупные корпорации уже ведут, и не первый год, подготовку молодых специалистов из числа студентов профильных вузов. "Призыв" молодых математиков и программистов уже объявили бурно растущие страховые компании, аналитические отделы банков, конструкторские бюро, отделы прогнозирования на производстве. Физиков ждут в области телекоммуникаций и связи. Биологи востребованы в генной инженерии. В цене сегодня и биохимики и химики-синтетики.

Бум высшего образования будет оправдан, и если практиковать систему государственного заказа. Правительство определяет, сколько нужно молодых специалистов в тех или иных сферах, и дает распоряжение вузам. На их обучение переведут деньги из казны. Заказывать станут прежде всего социально необходимых специалистов. После получения диплома выпускникам-бюджетникам положено будет отработать три года по специальности: в школах, больницах, на заводах. Иначе придется возвращать государству деньги.

Среди основных задач 2005 года, по словам Андрея Фурсенко, - повышение доступности образования и удовлетворение кадровых потребностей экономики. Одно не должно противоречить другому.

Обозреватель РИА "Новости" Ольга Соболевская

 

Другие матералы рубрики: