Поволжский Образовательный Портал

«Директором Федерального института развития образования (ФИРО) назначен Евгений Гонтмахер, который считает себя «над схваткой» в спорах о модернизации и развитии образования, а ФИРО – буфером реформы

Опубликовано 26 сентября 2005

Федеральный институт развития образования, по мысли минобрнауки, станет переговорной площадкой для всех, кого так или иначе затрагивает реформа. Директором ФИРО назначен Евгений Гонтмахер. В интервью корреспонденту «РГ» он рассказал о своих взглядах на развитие образования.

«Российская газета»: Евгений Шлемович, вы уже приступили к своим обязанностям?

Евгений Гонтмахер: Штатное расписание подписано, но 650 рабочих мест пока вакантны. Раньше я наблюдал реформу образования как бы «над схваткой» - может быть, поэтому выбор пал на меня. Я не представляю ничьих интересов, никогда не «дружил» ни с одной группой образовательного сообщества против другой. Функция института, как я ее вижу – быть площадкой, где должно происходить столкновение мнений.

Сейчас локомотив реформы – это министерство. А 90 процентов населения в реформы не втянуто, они являются скорее их жертвами. На них новации сваливаются, а люди их не принимают. Наша задача - сделать всех соучастниками реформ.

«РГ»: Вы лично согласны со всеми пунктами, которые на днях озвучил на заседании правительства Фурсенко?

Гонтмахер: Думаю, что в реформе очень многое придется корректировать. Но с главным его тезисом о том, что система образования должна стать более открытой для общества, я согласен. Ведь как считает большая часть преподавателей? Дайте нам денег и не трогайте нас - мы сами знаем, как учить. Это неверно. Профессиональное сообщество по своей природе консервативно. Оно не хочет изменений и живет в парадигме, что у нас в советское время было лучшее образование в мире.

«РГ»: А это не так?

Гонтмахер: Лишь отчасти. В Советском Союзе действительно было хорошее образование, но исключительно для тех условий, когда страна жила изолированно от мирового сообщества и в ней не было рынка. Сейчас все изменилось. Россия вовлечена в международные процессы, стала открытой, а образование как будто «закуклилось». Роль общества – тормошить его, подавать внешние импульсы к тому, чтобы оно менялось. Образование должно обслуживать интересы общества, а не наоборот. Министр Фурсенко часто говорит неприятные вещи, которые многим режут слух. Например, что у нас слишком много вузов, торгующих дипломами. Или о том, что не надо всем поголовно поступать в университет.

«РГ»: А вы бы своих детей отправили в ПТУ?

Гонтмахер: В том виде, в котором они сегодня существуют – нет. Система профессионального образования в последние годы пришла в упадок. Большую часть техникумов передали в регионы. С моей точки зрения, это было ошибкой. Там не знают, что с ними делать. Либо закрывают, либо крайне неудачно профилируют. Через 2-3 года система начального и среднего профобразования может быть попросту ликвидирована.

На мой взгляд, властям надо не бояться отдавать их частным предприятиям либо приватизировать, но с условием, чтобы хозяин не менял профиля учебного заведения. Допустим, в городе есть крупное предприятие, которое нуждается в рабочих. Оно может включить техникум в свой состав. Созданную сеть негосударственных учреждений профобразования должно, разумеется, контролировать государство. Есть предложение часть техникумов, которые выпускают классных специалистов, сделать бакалавриатом. Степень технического бакалавра будут получать наиболее продвинутые, подготовленные кадры. Одному министерству не под силу решить все эти сложные задачи. Необходимо социальное партнерство - с общественными организациями, с родителями, работодателями. С теми же профсоюзами учителей министерство работает пока недостаточно. Должен быть постоянный процесс притирки по каждому вопросу.

«РГ»: Какие бы вопросы вы забрали у министерства и передоверили общественности?

Гонтмахер: Рейтинги вузов, например, должно составлять отнюдь не министерство, а выпускники, работодатели. Бизнесу надо быть более активным в составлении программ подготовки профессиональных кадров, входить в попечительские советы школ, техникумов, вузов. Работодатели должны заключать договора с учебными заведениями, чтобы выпускники приходили к ним по окончании учебы работать.

«РГ»: А предложение президента дать гранты лучшим учителям вы одобряете?

Гонтмахер: Опасность в том, что чисто технические вопросы могут правильный в общем-то замысел свести на нет. Как выбирать эти 10 тысяч учителей? И кто будет это делать? Надо, чтобы выбор происходил максимально гласно и публично. Я бы на месте министерства эту задачу тоже с себя снял. Есть профсоюз учителей, есть родительское сообщество, им и надо доверить выбор. Если эту задачу удастся деликатно и красиво решить, то за 5-10 лет у нас произойдет естественная смена поколений, и через несколько лет эту высокую зарплату будет получать уже больше учителей.

«РГ»: Финансирование школ с этого года передано в регионы. В некоторых оно идет по остаточному принципу и учителя буквально нищенствуют…

Гонтмахер: То, что регионы финансируются по-разному – в этом как раз ничего страшного я не вижу. Корень всех бед школы – в том, что муниципалитеты не имеют реальных полномочий. Школа, на мой взгляд, должна полностью финансироваться из муниципального бюджета. Работая в правительстве, я был против того, чтобы зарплата платилась из регионального бюджета, а школа при этом являлась муниципальной. По-моему, это нелогично. У нас сейчас проводится муниципальная реформа. Но, сказав «А», приняв закон о местном самоуправлении, мы не говорим «Б» - не меняем налоговую систему. Все деньги сегодня стягиваются в федеральный бюджет. В следующем году 60 процентов денег будут поступать туда в виде налогов. Государство должно, наконец, начать доверять муниципалитетам. Большая часть налогов должна оставаться на местах. Тогда и работодатели будет охотно платить налоги. Заплатил налоги – и не просто спишь спокойно, но и твои дети ходят в отремонтированную школу по хорошей дороге. Нужно сделать так, чтобы муниципалитеты не выпрашивали милостыню и искали ходы к губернатору, чтобы тот дал им какие-то деньги. В некоторых регионах учителя получают голую ставку, без губернаторских надбавок, без 13-й зарплаты. А если дать муниципалитетам свободу, то все поменяется на 180 градусов. Например, в школе есть вакансия учителя иностранного языка. Муниципалитет объявляет конкурс, дает объявление в Интернете. Кстати, всероссийскую информационную сеть вакансий могло бы составлять и министерство. Итак, в СМИ или в Интернете публикуется объявление: «Нужен учитель иностранного языка в такую-то школу такого-то района». Базовая ставка, от которой начинается торговля – 5 тысяч рублей. Но это в идеале. Пока муниципалитетам не развяжут руки с налогами - ничего не получится.

Маргарита Шиц.

Другие матералы рубрики: