Поволжский Образовательный Портал

Бизнесменам нужны практики, а не “ботаники”

Опубликовано 19 декабря 2005

Что хочет выпускник вуза? Интересную и денежную работу. Кого хочет работодатель? Грамотного и инициативного сотрудника. Так почему же желания одних не совпадают с возможностями других? Почему вчерашнему студенту так трудно устроиться на хорошее место, а руководителю фирмы — получить качественного специалиста? Об этом и шла речь на конференции, посвященной подготовке российских выпускников.

     — Цвет диплома для меня не имеет никакого значения, — горячо выступал директор известной телекоммуникационной компании. — Гораздо важнее личность соискателя, огонь в его глазах. А диплом — вторичен. Я смотрю прежде всего на лидерские качества человека, его карьерные запросы, способность учиться и т.д. К сожалению, большинство выпускников не могут соотнести свои амбиции и реальные возможности.

     По наблюдениям НR-менеджеров, занимающихся подбором специалистов, запросы студентов, как правило, не соответствуют их умениям и знаниям. И прежде всего это сказывается в нежелании начинать карьеру с низкой стартовой позиции — обычным менеджером или инженером. Все хотят сразу руководящую должность с красивым названием и большой оклад…

     — Ко мне приходит молодой человек, показывает диплом “крутого” экономического вуза и говорит: “Хочу зарплату в 2000 долларов”, — делится наблюдениями кадровик одной из крупных фирм. — Я спрашиваю: “Ты умеешь составлять баланс?” — “Конечно, мы это проходили”. — “Составь”. — “А как?”

     — Неумение применить на практике теоретические знания — один из главных недостатков российских выпускников. По диплому он инженер, а реально — в лучшем случае техник, — вторил ему директор авиастроительной компании. — Не может руководить рабочими, плохо знает современное производство и оборудование, не знаком с отношениями в трудовом коллективе. Но зато амбиции — выше крыши… Пойти простым мастером, поработать самому — ни за что! Диплом не позволяет…

     Для руководителей крупных фирм, как выяснилось, не столь уж важна институтская подготовка. Их даже не интересует специальность, записанная в дипломе. Гораздо важнее гибкость, умение решать поставленные задачи. Бизнесмены готовы доучивать человека на месте, “затачивать” под профиль своей фирмы. “К сожалению, молодые люди не хотят учиться, повышать свой уровень знаний, — жаловался начальник отдела переподготовки промышленного комбината. — Понятие “карьера” они понимают прямолинейно — как лестница в небо, в то время как это — твои знания, то, что ты сам умеешь, работа, с которой справляешься”.

     У выпускников есть еще один существенный недостаток: они не привыкли работать в коллективе, играть в одной команде. Да и вообще корпоративную культуру, этику отношений в бизнес-среде знают слабо...

     В том, что у выпускников слишком много недостатков, есть и вина вузов: слишком много времени уделяется теории, базовым курсам, в то время как требуется рыночная подготовка. Студент должен уметь планировать работу, организовывать производство, презентовать результаты. Отсюда — абсолютно всем необходимы навыки менеджмента, знание компьютера и иностранного языка, прежде всего английского, умение вести переговоры, заключать контракты. К сожалению, программы ограничены образовательным госстандартом, и в голову студента обязаны вложить то, что там записано. А что там останется через год — никого не волнует. Изменить стандарты невозможно — не дадут аккредитацию по специальности, следовательно, не разрешат выдавать дипломы гособразца... Поэтому и штампуют российские альма-матер, как образно высказался один из бизнесменов, “полузаготовки”. Вроде бы и высшее образование у человека есть, и диплом специалиста, и даже практику где-то проходил, а реальная польза от всего этого — практически ноль.

     У бизнесменов есть претензия и к законодателям: менеджеры по персоналу до сих пор не понимают, что значит степень бакалавра. Многие уверены, что это как бы незаконченное высшее. В документах Минобрнауки говорится о бакалавриате как о первой ступени высшего образования, но законодательно до сих пор не прописано, какие должности может занимать выпускник с таким дипломом. Вот и получается: вузы штампуют недоучек, компании не имеют права принять их на работу, а страдают сами ребята. Да и бизнесу это обходится в копеечку — приходится организовывать собственные курсы подготовки и даже открывать корпоративные университеты...
     

По материаллам газеты Московский Комсомолец.
 

Другие матералы рубрики: