Поволжский Образовательный Портал

Бизнес начинает участвовать в финансировании российских ВУЗов

Опубликовано 08 июня 2006

Бизнес в России начинает участвовать в образовании, причем в разных формах, связанных и с выполнением социальной функции, и с коммерческими интересами. Такое заявление сделал вице-президент РАН, директор Московской школы экономики Александр Некипелов. "Все они имеют право на существование, и государство должно проводить здесь разумную политику", - заявил вице-президент РАН.

Уже существуют примеры успешного партнерства частного капитала и высшей школы. Один из них - Московская школа экономики МГУ, созданная в 2004 году по инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего и председателя Совета директоров компании "Базовый элемент" Олега Дерипаски.

По словам А.Некипелова, участие бизнеса в финансировании Школы позволяет привлекать к преподаванию в МШЭ МГУ ведущих ученых Российской Академии Наук, в том числе руководителей академических институтов экономического профиля, а также известных зарубежных экономистов, представляющих элитные европейские и североамериканские высшие учебные заведения.

Стоит отметить, что представители бизнеса единодушны в оценке положения современного образования в вопросе снижения качества знаний выпускников. Так, генеральный директор благотворительного фонда "Вольное дело" (создан при поддержке компании "Базовый элемент") Тамара Румянцева полагает, что качество подготовки специалистов, выпускаемых учреждениями системы профессионального образования, снижается. Как следствие, работодатели вынуждены нести дополнительные затраты на обучение работников.

Спрос на квалифицированных рабочих инженерно-технических специальностей превышает предложение. Т.Румянцева подчеркнула, что в наибольшей степени дефицит кадров характерен для машиностроения и металлообработки. Как следствие, дефицит специалистов взгревает рынок труда - растут, зачастую необоснованно, ставки зарплат.

При этом Т.Румянцева полагает, что причины сложившейся ситуации лежат в трех плоскостях: недостаточный уровень расходов на образование, неэффективная система контроля за качеством образования и слабая интеграция профобразования с наукой и реальным сектором экономики, что ограничивает возможности для профориентации студентов и получения ими практических навыков в период обучения.

Здесь стоит напомнить слова замминистра образования и науки Андрея Свинаренко, который в ходе конференции "Бизнес + образование" заявил, что "за последнее десятилетие количество ВУЗов возросло в 3 раза, в то время как число преподавателей только на 4%. При этом скорость обновления знаний в современной науке и практике отстает от скорости обучения в ВУЗах".

Однако он посетовал на то, что представители бизнеса не могут сформулировать критерии требований к выпускаемому ВУЗом специалисту, и в первую очередь это происходит из-за отсутствия стандартов образования. Как следствие - на сегодня трудно составить объективные рейтинги образовательных учреждений. Ситуация усугубляется и тем, что в России нет профессиональных стандартов почти ни в одной сфере экономики. По словам замминстра, очень важно наладить интерфейс взаимодействия между наукой и бизнесом, и переходить на долгосрочное планирование бизнес-программ, чтобы можно было точно определить "лицо" будущего выпускника.

Вместе с тем декан Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Виханский считает, что, говоря о качестве образования, затрагивается стандарт качества, сложившийся в рамках устаревшей парадигмы, сформированной в начале 20-го века, в период становления стандартизированного производства. При этом он не согласен с утверждением, что бизнес не дорос до понимания того, что ему нужно от выпускников ВУЗов. "Бизнес-сообщество на сегодня представлено высоко грамотными людьми, свыше 30% из них имеют 2 высших образования, одно из них - специальное и, как правило, получено в советское время, второе - в области экономики и права. При этом 12% российских топ-менеджеров имеют высшее образование, полученное за рубежом", - заключил он.

По мнению ректор ГУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, рейтинги ВУЗов Рособразования излишне формальны (опираются на число докторов наук, количество книг в библиотеке, в том числе изрядно устаревших), а рейтинги бизнеса - излишне субъективны. В мире рейтинги базируются на цитируемости и зарплатах выпускников. Такие рейтинги в России пока создать сложно, так как нет достоверных исследований доходов и разрушена система академических журналов. Однако в ГУ ВШЭ надеются, что перейти к мировой системе рейтингования ВУЗов возможно будет через 10 лет. Пока же бизнес может применять такие критерии, как средняя зарплата преподавателей, годовые затраты ВУЗа на пополнение библиотек и баз данных, конкурс на одно бюджетное место, доля студентов - победителей федеральных олимпиад, средний бал по ЕГЭ зачисленных.

По мнению Я.Кузьминова, даже хорошие учебные заведения остаются недофинансирвованы. Так, если МГТУ имени Н.Э. Баумана имеет годовой бюджет около 100 млн долл., то в Китае аналогичный ВУЗ получает финансироване в рамере 500-600 млн долл.

Представители фонда "Вольное дело" полагают, что повышение роли бизнеса в образовании может осуществляться за счет внедрения инновационных образовательных программ, привлечения иностранных специалистов, организации стажировок студентов и преподавателей за рубежом. При этом бизнес заинтересован вступать соучредителем ВУЗов и вкладывать средства в их развитие. Однако для реализации такого пути необходим ряд изменений в законодательстве, в том числе преобразование госучреждений в автономные некоммерческие организации. Так, Т.Румянцева собщила, что "БазЭл" намерена выступить соучредителем Российской академии имени Плеханова в случае, если ВУЗу будет разрешено изменить оргправовую форму. "Это позволит привлечь от 60 до 100 млн долл. на цели развития образовательных программ и материално-технической базы этого ВУЗа", - подчеркнула она.

В фонде полагают, что для активизации участия бизнеса в развитии образования необходимо создать по меньшей мере три главных условия. Так, эксперты фонда предлагают ввести вычет по налогу на прибыль организаций для расходов на образовательные цели в размере 1% от оборота компании. Следует, по мнению представителей фонда, развивать и независимую оценку ВУЗов, и механизмы кредитования в образовании при системе госгарантий по возврату средств. Наконец, потребуется стимулировать создание эндаументов - капитальных фондов, прибыль которых направляется исключительно на благотворительные цели.

О.Виханский полагает, что участие бизнеса возможно в виде создания кафедр компаний в ВУЗах, как это практикуется в США, Японии. А Я.Кузьминов подчеркнул, что необходимо формировать ресурсный капитал и предусмотреть участие бизнеса в управлении учебными заведениями. "Такой подход необходим с учетом того, что сложившийся в ВУЗах менеджмент не очень эффективен. Т.е. для того, чтобы объединить академические цели и необходимость гораздо более эффективно работать на рынке, нужны попечительские советы, которые возьмут на себя контроль за финансово-экономической деятельностью ВУЗа", - заявил Я.Кузьминов. По его мнению, государство должно делегировать часть своих полномочий бизнесу - наблюдательным советам с большим присутствием бизнеса. "Третья ступень сотрудничества государства и бизнеса - приватизация профессионального образования.

Такой подход возможен в отношении начального профобразования и частично среднего", - говорит ректор ГУ ВШЭ. Он уверен, что эндаументы должны создаваться за счет бюджета, возможно, и с использованем средств стабфонда. По оценке ВШЭ, в течение 3-5 лет эндаументы могут быть сформированы в 20 российских ВУЗах. Эндаумент стандартного универитета (например, Санкт-Петербургского, Томского) должнет будет составить примерно 1 млрд долл., чтобы обеспечивать доходность в районе 70 млн долл. Текущий бюджет может составить 70 млн долл., плюс 70 млн долл. будет поступатть из эндаумента в виде процентов от бюджета такого фонда. Я.Кузьминов предполагает, что реализация подобного проекта может придтись на 2010-2012 гг.

По материалам сайта Rambler mass media.ru

Другие матералы рубрики: