Поволжский Образовательный Портал

Студент пошел неграмотный

Опубликовано 07 сентября 2006

Ведущие российские вузы раскритиковали своих студентов, школы, а заодно и частные учебные заведения. Работодатели, в свою очередь, жалуются на вузы. А государство продолжает экономить на образовании, констатируют в образовательном сообществе.

Ректоры ведущих российских вузов (МГУ, МГИМО, Академия им. Сеченова) с началом нового учебного года рассказали журналистам о неграмотных студентах и некачественно работающих вузах. По словам собравшихся, с одной стороны, позиции системы высшего образования в стране заметно усилились, однако количество не переросло в качество.

Так, число обучающихся в российских вузах студентов в конце 2005 года составило 7 млн человек. Тогда как в 1990 году в России насчитывалось только 2,7 млн учащихся вузов, сообщила собравшимся директор Центра непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко. «Высшее образование фактически стало всеобщим», – констатировала она.

Изменились и принципы взаимоотношений образования с государством.

Образовательное сообщество научилось разговаривать с властью и «продавливать» нужные решения.

В частности, признался ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, под давлением российских ректоров правительство еще на год отложило повсеместное введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и согласилось дополнить этот вид испытаний другими формами, предоставив вузам значительную свободу выбора.

Другой серьезной победой системы образования Садовничий считает полную переработку законопроекта о преобразовании учебных заведений в АУ (автономные учреждения). Под давлением образовательного сообщества в новый вариант включены все 23 поправки Союза ректоров, включая три «базовые»: добровольность преобразования, сохранение АУ в госсобственности, сохранение их бюджетного финансирования.

Тем не менее, рассказал Садовничий «Газете.Ru», перед высшим образованием до сих пор стоят серьезные проблемы. Главной из них является крайне низкий уровень школьной подготовки, а отсюда – заметное падение «качества» студентов.

Самые сильные пробелы отмечаются в знаниях по русскому языку и по математике.

Дело дошло до того, что на ряде факультетов МГУ для ликвидации пробелов в школьной программе введены дополнительные занятия по математике, пожаловался ректор.

Из-за недофинансирования высшего образования (в Минобрнауки признают, что государство дает на высшее образование лишь около 40% необходимых средств) студенты вынуждены не столько учиться, сколько работать, а удержать на нищенских зарплатах молодых преподавателей становится все труднее. Нет в большинстве вузов, особенно региональных, и необходимого современного оборудования, позволяющего вести научную работу должного уровня, отметил Садовничий.

Впрочем, есть и системные проблемы. Одной из главных стал разрыв между уровнем подготовки специалистов и ожиданиями работодателей, отметила Татьяна Клячко. С одной стороны, до 80% работодателей требуют при наборе сотрудников наличия высшего образования, с другой – категорически не довольны полученными в вузах знаниями.

По мнению нанимателей, большинство выпускников вузов не только не обладают коммуникативными навыками – т.е. просто не в состоянии понять заданий руководства, но и не имеют элементарной профподготовки.

В значительной мере проблема падения качества профессионального обучения произошла за счет стремительного расширения сектора высшего образования, считает академик-секретарь отделения профобразования Российской академии образования (РАО) Василий Жураковский. По данным РАО, за последнее десятилетие количество студентов увеличилось втрое, а количество преподавателей – всего на 20%.

Вузовское сообщество становится все менее однородным, подчеркнул он. В последнее время все больше расходятся по качеству работы лидеры образования и аутсайдеры. Причем последних – большинство. «Из 3,2 тыс. нынешних университетов около 2 тыс. сегодня не соответствуют необходимому уровню подготовки», – заявил Садовничий.

Самые серьезные нарекания вызывает уровень обучения специалистов в негосударственных вузах. Особенно – по медицинским специальностям.

Это признал первый проректор Московской медицинской академии им. Сеченова Игорь Денисов.

Корнем всех бед, сошлись во мнении руководители вузов, стало государство. Как заявил первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин, большинство проблем отечественного высшего образования – следствие государственной образовательной политики.

Государство по-прежнему экономит на высшем образовании и даже усиливает экономию, считает депутат. По словам Смолина, в текущем году расходная часть общего бюджета увеличилась на 40%, а для сферы образования – лишь на 26%. Кроме того, подчеркнул он, Россия – единственная страна, где частные вложения в образование до сих пор облагаются налогом.

По материалам сайта gazeta.ru

Другие матералы рубрики: