Поволжский Образовательный Портал

Думский комитет по образованию рассмотрит поступивший из правительства законопроект о едином государственном экзамене

Опубликовано 05 октября 2006

Как стало известно "Газете.Ru", в четверг думский комитет по образованию рассмотрит поступивший из правительства законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). В случае его принятия (а голосование в первом чтении уже назначено на 20 октября), с 2009 года ЕГЭ войдет в штатный режим, т.е. станет повсеместным и обязательным.

Обсуждение на комитете обещает быть бурным - многие его члены во главе с первым зампредом Олегом Смолиным и просто зампредом Алексеем Чернышовым являются непримиримыми противниками монопольного введения ЕГЭ. Накануне заседания думская оппозиция ЕГЭ собрала "круглый стол", чтобы аргументировать свою позицию.

Прежде всего, в очередной раз выяснилось, что выносимый на голосование текст законопроекта принципиально отличается от согласованного с образовательным сообществом.

Как рассказал "Газете.Ru" сопредседатель совместной комиссии по законодательной работе Российского союза ректоров и Минобрнауки Николай Гриценко, из вброшенного в Госдуму документа исчезли ключевые положения, в корне меняющие его суть.

Среди них - наличие возможности итоговой аттестации как в форме ЕГЭ, так и в других формах; право учащихся на выбора формы экзамена; принцип добровольности сдачи ЕГЭ. А ведь именно на этих условиях летом 2006 года вузовское сообщество и одобрило законопроект, напомнил он.

Ректорское сообщество, да и другие противники монополизации ЕГЭ не оспаривают утверждений разработчиков КИМов (контрольно-измерительных материалов, а, проще говоря, тестовых заданий, по которым идет сдача ЕГЭ), что независимая система оценки знаний существует во всем мире - от Японии до США. (Российские КИМы, заверила замдиректора Федерального института педагогических измерений Галина Ковалева, победили в конкурсе 2001 года и высоко котируются за рубежом).

Как одна из возможных форм оценки знаний учащихся ЕГЭ устраивает всех, подчеркнули участники "круглого стола". "Спор идет не о том, нужен ли ЕГЭ, а о том, насколько он монополизирует систему образования", - подчеркнул бывший министр образования, академик РАО Евгений Ткаченко. Тестирование должно сочетаться с другими формами аттестации и быть не разовым - на финальной стадии обучения, когда оно фактически "превращается в рулетку", - а постоянным и проводиться несколько раз в год.

Если ЕГЭ превратится в ЕГО (единое государственное оценивание), польза от него будет бесспорной, подчеркнули участники обсуждения.

А вот "монополизация ЕГЭ - это путь в коррупцию", которая держится сейчас "на полуправде, подмене понятий и непрофессионализме". "Даже Владимиру Путину вложили в уста тезис, что ЕГЭ дает равные возможности для поступления в вуз. На самом деле он обеспечивает равные возможности только для подачи в вуз документов", - подчеркнул Евгений Ткаченко.

При таком раскладе стоимость ЕГЭ представляется участникам "круглого стола" чрезмерной - в поступившем в Госдуму законопроекте она составляет 800 млн руб.

А в среднем "эксперимент в особо крупных размерах" ежегодно обходится госказне в $50 млн, дополнил картину академик Российской академии образования Александр Абрамов. И это в то время, когда из-за недофинансирования школы десятилетиями не могут позволить себе капремонта, а то и строительства туалета, отметил он.

Абсолютизированный ЕГЭ, по словам председателя одного из думских комитетов Сергея Глазьева, - не что иное, как "бюрократический маразм", усугубленный вдобавок "насаждением в школе начетничества". "Я не считаю, что ЕГЭ - оптимальная форма проверки знаний, но это не означает, что я против тестирования школьников. Тестирование, безусловно, нужно. Но в нашей стране такая форма проверки знаний еще мало разработана... А ЕГЭ пока - это показатель не знаний учащегося, а квалифицированности преподавателей той или иной средней образовательной школы. Что в свою очередь порождает коррупцию и взяточничество",- заявил он.

"Охотясь за учениками, с количеством которых будет тесно увязано финансирование школы, вся система школьного образования начнет работать исключительно на этот тест.

Учителя будут не давать знания, а натаскивать на правильные ответы ЕГЭ.

При этом государство будет их фактически подталкивать к тому, чтобы фабриковать результаты сдачи, в которых они будут кровно заинтересованы", - предостерег депутат. Таким образом, принятие законопроекта о ЕГЭ в его нынешнем виде, "неизбежно приведет к бюрократизации образования и выхолащиванию его содержания", - отметил он.

Пока, заручившись поддержкой ряда депутатов, Союз ректоров собирается снова направить в Госдуму свои поправки, чтобы восстановить неизвестно кем нарушенный компромисс. Одновременно ректоры будут апеллировать к Совету федерации - верхней палате парламента в случае принятия Думой закона о ЕГЭ, предстоит его утвердить. Если и там не найдется поддержки, ректоры, возможно, будут искать справедливости у Владимира Путина, поделился с "Газетой.Ru" Николай Гриценко. Ну а уж если и президент не поможет, то общественное движение "Образование для всех" грозится вывести на улицы российских городов тысячи протестующих. "Газета.Ru" будет внимательно следить за развитием событий.

По материалам сайта Газета.ru


Другие матералы рубрики: