Поволжский Образовательный Портал

Депутаты легализуют ЕГЭ

Опубликовано 09 октября 2006

В думском комитете по образованию признают, что обещанной правительством общественной экспертизы результатов эксперимента с ЕГЭ до его узаконивания так и не было. Тем не менее комитет рекомендует палате принять закон о его введении.

Думский комитет по образованию удовлетворен ходом правительственного эксперимента по внедрению единого государственного экзамена (ЕГЭ) и считает необходимым его повсеместное введение на обязательной основе в 2009 году. В четверг большинством голосов он рекомендовал соответствующий законопроект для первого чтения. Оно состоится уже 20 октября.

Законопроект отменяет систему нынешних школьных выпускных экзаменов и делает ЕГЭ единственной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школы.

Одновременно с оценкой знаний на выходе из школы ЕГЭ будет играть роль вступительного экзамена в вуз. Сдавать ЕГЭ школьники будут в письменной (тестовой) форме и не своим учителям, как сейчас, а независимой комиссии. Таким образом, утверждают разработчики законопроекта, в России наконец-то появится система независимой внешней оценки знаний выпускников школы. Нынешним же оценкам из школьных аттестатов, подчеркнул один из авторов идеи – глава Рособрнадзора Виктор Болотов, «давно никто не верит». Кроме того, подчеркивают сторонники законопроекта, введение ЕГЭ позволит усовершенствовать систему вступительных экзаменов и сделать их более демократичными и доступными для жителей отдаленных районов. Сдав, например, в родной волковысской школе ЕГЭ по математике, можно будет послать полученные свидетельства сразу в несколько лучших вузов страны и спокойно сидеть дома, дожидаясь зачисления туда, уверяют они.

Перспектива, открывающаяся с введением ЕГЭ, вдохновляет далеко не всех.

Как признал Виктор Болотов, «ни один эксперимент не вызвал столько споров, сколько ЕГЭ». Главными спорными вопросами, отметил он, остаются попытка сочетать «в одном флаконе» ЕГЭ выпускной (школьный) и вступительный (вузовский) экзамены, а также отсутствие ясности в том, какие предметы должны быть обязательными для сдачи, а какие ученик может выбрать сам. Кроме того, сохраняется противоречие с вузами, которые настаивают, что ЕГЭ не должен быть единственной формой вступительных экзаменов. Наряду с ЕГЭ, подчеркивают в Российском союзе ректоров, вузы должны иметь право на другие формы проверки знаний абитуриентов – от традиционных вступительных экзаменов и собеседований до зачисления победителей всероссийских олимпиад и творческих конкурсов.

Правда, элитной части вузов в Минобрнауки и Рособрнадзоре обещают пойти навстречу.

Им по утвержденному правительством России списку будет позволено вводить у себя дополнительные испытания (главным пропуском в заветный список должна стать величина конкурса в вуз, дал понять Болотов). Но уделом остальных останется ЕГЭ. «Если в вузе конкурс один человек на место – какие могут быть дополнительные испытания?!» – подчеркнул глава Рособрнадзора.

Впрочем, в ходе обсуждения были высказаны и другие принципиальные возражения.

По мнению зампреда думского комитета по образованию Алексея Чернышова, тестовая форма ЕГЭ – в принципе не более чем «промывалка мозгов».

А монопольное и безальтернативное господство этой формы аттестации знаний не приведет в школе ни к чему, кроме начетничества и натаскивания на тесты, убежден он. Это и многие другие возражения против законопроекта высказывают многие российские регионы, утверждает депутат. А в таких условиях закон о введении ЕГЭ в 2009 году стоило бы до тех пор и отложить, считает он.

Помимо возражений регионов часть думского комитета по образованию смущают и постоянные возражения общественности. Вообще, напомнил член комитета Алексей Кондауров, «начиная в 2000 году эксперимент с ЕГЭ, тогдашнее руководство Минобразования торжественно пообещало не переводить его “в штатный режим” до проведения широкого общественного обсуждения и получения заключения общественности». А этого так и не произошло. Более того, анализа результатов эксперимента не делал вообще никто – ни образовательное сообщество, ни Министерство образования и науки, ни Рособрнадзор, подчеркнул он.

Отсутствия официальных итогов эксперимента с ЕГЭ не отрицал и глава комитета по образованию Николай Булаев. «Наибольший недостаток законопроекта – отсутствие официального подведения итогов эксперимента», – признал он. Тем не менее «эксперимент по ЕГЭ давно перешел за эти рамки и напрасно называется экспериментом», подчеркнул депутат, а затем поддержал законопроект. Роль так и не проведенной научной (и общественной) экспертизы итогов эксперимента сыграет, очевидно, «круглый стол» по ЕГЭ, назначенный по предложению Николая Булаева на 2 ноября. То, что это произойдет через полторы недели после предполагаемого принятия закона в первом чтении, никого в комитете не смутило.

По материалам сайта gazeta.ru

Другие матералы рубрики: