Поволжский Образовательный Портал

Знак качества для вузов

Опубликовано 26 октября 2006

Помимо официальной, государственной аккредитации, российское высшее и среднее образование в ближайшие годы будет получать и общественно-профессиональную. Этот вопрос обсуждался в рамках заседания рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей по реформированию образования, посвященного вопросам общественной оценки качества образования. Для обсуждения этой темы были приглашены эксперты, представители бизнеса, ректоры вузов и руководители приоритетных направлений в области образования. Одновременно в рамках национального проекта "Образование" принято решение считать приоритетным начальное и среднее профессиональное образование, для чего уже предпринимаются конкретные шаги.

Впрочем, отсутствие на заседании многих представителей системы образования явилось своеобразной демонстрацией отношения к общественному нововведению. Так что "независимую общественно-профессиональную аккредитацию (НОПА) образовательных программ и специальностей высшего и среднего профессионального образования в России" - именно таким образом считается правильным называть новую форму аккредитации, - оказались вынуждены обсуждать между собой лишь профессионалы в области экспертизы и экономики.

В начале разговора собравшиеся освежили несколько разработанных ранее тезисов. Так, предполагается, что НОПА будет не оценивать весь вуз, а лишь осуществлять специализированную аккредитацию, проверяющую образовательные программы и специальности подготовки бакалавров, магистров и специалистов. А также программы дополнительного профессионального образования, включая курсы повышения квалификации и персональную переподготовку.

Получать общественную аккредитацию будут только самые лучшие из них, что позволит выделить из сотен вузов или факультетов одного профиля нескольких явных лидеров. И делать это, подчеркивают авторы идеи, следует только на принципах добровольности и конфиденциальности. Вуз сам решит, нужен ли ему "знак качества", который дает сертификат о прохождении общественной аккредитации. При этом предавать гласности будут только успешные попытки пройти эту процедуру.

Проводиться общественная аккредитация будет для обеспечения качества высшего и среднего образования, стимулирования обмена информацией по вопросам обеспечения качества образования. А также, учитывая подписание нашей страной документов Болонского процесса, для получения международного признания отечественных образовательных программ во всех странах. Было бы также неплохо поставить дело таким образом, чтобы общественная аккредитация влияла на госэкзамены и госстандарты для тех вузов, которые сдерживают инновационные процессы.

Очевидное отсутствие заинтересованности учебных заведений во введении НОПА породило у куратора рабочей группы, советника президента IBS Михаила Лукьянчука ряд вопросов. Главный из которых: что в принципе может заставить вуз провести весьма недешевую общественно-профессиональную аккредитацию, тем более что по этому поводу нет единой точки зрения даже в РСПП? Поддержал его и гендиректор Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры Вячеслав Самойлов, отметивший, что "от независимой оценки пока ректорский корпус не ждет ничего хорошего, и относится к ней весьма негативно ".

В ответ сразу несколькими участниками заседания было высказано предложение "давить" на учебные заведения доступными методами, такими, как "указание на НОПА сверху", а также оставить "в качестве платных только те вузы, которые прошли аудит", либо "не давать им гранты". Впрочем, как напомнил заведующий кафедрой МГИУ Николай Калашников, говорить о мерах принуждения к общественной аккредитации пока рано, учитывая "отсутствие разработанных нормативных документов, регламентирующих взаимодействие учебных заведений и экспертов", равно как и по деятельности самой общественно-профессиональной аккредитации. В результате на встрече прозвучало довольно жесткое по отношению к самим себе заявление, что "если мы не будем готовы, нас перестанут признавать".

На обсуждение был вынесен и вопрос, подготовки и сертификации экспертного сообщества. Поскольку, по словам члена рабочей группы, директора по развитию консалтинговой группы "Системы эффективных технологий" Александра Рудченко, "без связи с работодателями-экспертами общественно-профессиональная оценка образовательных процессов обречена на провал". Г-н Рудченко отметил, что при подготовке экспертов надо исходить из таких положений, как "независимость от государственных и коммерческих структур, поскольку нельзя сильно коммерциализировать процесс, но и невозможно полностью переходить на госдотацию проекта".

Однако, здесь налицо еще одна, пока неразрешимая проблема: из кого готовить экспертов? Тех, что согласны работать сегодня, едва ли наберется около двух тысяч, и все они неоднократно привлекались к проверке учебных заведений. Мало того, что они всем известны, в связи с чем нарушается принцип конфиденциальности их работы, у них уже выработались определенные стереотипы деятельности, а новых лиц среди экспертов пока нет.

В итоге участники пришли к единому мнению, что "профессиональной аккредитации для общества пока не существует", что "надо подойти к тому, чтобы наше профессиональное сообщество забирало тех учеников, которые учились в учебных заведениях, ее прошедших" и, чтобы "итоговый документ по НОПА работал на международном рынке труда". В связи с этим в конце двухчасовой дискуссии г-н Лукьянчук предложил выбрать нескольких представителей рабочей группы РСПП для обобщения всех идей аргументов и контраргументов общественно-профессиональной аккредитации. На роль разработчиков нового документа были выбраны самые активные члены рабочей группы Вячеслав Самойлов и Николай Калашников. А некоторые участники рабочей группы перешли на круглый стол "Кто и где подготовит рабочего?", где обсуждались проблемы начального и среднего профессионального образования и решение их в рамках нацпроекта "Образование".

В ходе обсуждения проблем НПО и СПО, президент Союза директоров ссузов, директор Красногорского оптического колледжа Виктор Демин напомнил, что "рабочих не хватает в различных отраслях экономики, но сегодня государственные деятели пришли к осознанию того, что НПО и СПО исключительно приоритетны, и в этом направлении были приняты конкретные шаги. Идет поиск разных форм, чтобы разобраться в серьезных общественных проблемах. Сегодняшний разговор - одна из форм гражданской ответственности". Демин отметил, что невозможно определить пути выхода системы профобразования из кризиса, не имея объективной статистики о количестве учебных заведений, выпускников, нашедших работу по специальности, и потребностях рынка.

С одной стороны начальник отдела профессионального образования Министерства образования и науки РФ Вера Гринько, поддержала г-на Демина, заметив, что "за год ждать серьезных перемен - образование требует длительного временного вектора. Нужны совместные усилия бизнеса, образовательной системы, которая должна более гибко реагировать на запросы, и участие самого государства".

И все же, по словам г-жи Гринько, уже принято решение о включении с 2007 года в национальный проект учреждений начального и среднего профессионального образования, а в настоящее время идет расчет объемов его финансирования. Вера Гринько сообщила, что "включение в нацпроект "Образование" училищ и техникумов поможет увеличить численность высококвалифицированный рабочих на 3-4%".

В результате, за 2007-2009 годы нацпроект "Образование" пополнят около 200-250 учреждений начального и среднего профобразования. Они станут своего рода ресурсными центрами, которые впоследствии смогут распространить свой опыт среди других профобразовательных учреждений. Участвовать в конкурсе смогут те ПТУ и техникумы, которые осуществляют подготовку кадров для высокотехнологического производства. Выдача гранта этим учебным заведениям предполагает стопроцентное финансирование. Так из бюджета 2007 года на это проект будет выделен 1,8 млрд рублей, равнозначная сумма должна прийти со стороны региональных властей, либо со стороны бизнеса. То есть, в общей сложности, 3,6 млрд рублей пойдут на развитие начального и среднего профессионального образования.

Мария Свешникова.

Другие матералы рубрики: