Поволжский Образовательный Портал

Интервью директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Исаака Калина главному редактору журнала «Лидеры образования» Сергею Сафронову

Опубликовано 31 октября 2006

ВСЕХ ПОДСЧИТАЛИ

С.С.: Журнал «Вестник образования», официальный орган Министерства образования и науки, опубликовал недавно сравнительный рейтинг образовательных систем субъектов Российской Федерации. Многие регионы не нашли себя на привычных первых местах, а некоторым пришлось довольствоваться последними, причем по таким существенным показателям, как качество, уровень, доступность образования. Вы решили всех поссорить?

И.К.: Отсутствие возможности комплексно сравнить свои результаты с результатами деятельности референтного для тебя коллеги, соседа, посмотреть общую картину для страны - это очень опасное явление. Поверьте, любой региональный руководитель, а я им был, через некоторое время начинает считать, что все делает правильно, а все остальные либо неправильно, либо… Ты просто не знаешь, как. Сегодня появилась альтернатива - это исследование, которое, замечу, проводило не министерство, а Высшая школа экономики. Безусловно, мы имеем первый опыт, и к нему можно (и нужно) относиться с недоверием, а можно анализировать. Последнее - более грамотное управленческое решение. Почему у тех или иных регионов показатели получились выше? Рейтинг нужен не только для фиксации сегодняшнего состояния дел, а как приглашение к действию по их улучшению. Мы рассчитываем, что губернаторы регионов начнут обсуждать результаты исследования с руководителями органов управления образованием и разбираться, то ли в рейтинге проблема, то ли его показатели не были для субъекта Федерации приоритетны, то ли появился хороший повод серьезно заниматься этой темой и срочно «подтягивать» те позиции, по которым субъект РФ оказался на последних местах. На самом деле я уверен, что регионы не будут обижаться, а станут искать пути изменений, чтобы подняться в этом рейтинге в следующий раз.

С.С.: Есть такой термин «провоцирующее финансирование». Я даю миллион рублей на проект при условии, что ты столько же. Складывается такое впечатление, что министерство выбирает для реализации проекты по принципу «провоцирующего управления», цель которого на поверхности не видна. Такая многоходовая комбинация, которая должна заставить людей пересмотреть свои взгляды, расшевелить…

И.К.: У слова «провокация» слишком негативный оттенок. А мы никому зла не желаем. Скорее подойдет термин «побуждающее управление». Если ты не видишь, что будет происходить через несколько шагов вперед, какой же ты управленец? Неэффективно и когда руководитель диктует алгоритм действия. В бытность руководителем областного управления образованием я видел, что руководители районных отделов делятся на две категории: те, кто под совещаниями с директорами школ понимает передачу большой телефонограммы, диктует то, что те должны сделать, и те, кто не раздает указаний: собрал, выдвинул идеи, сформулировал цели. Задача всегда должна быть значительнее, чем ты ее можешь реализовать сегодня.

ПОЗИТИВ ТРЕБУЕТ ТЕРПЕНИЯ

С.С.: Говорят, в любом успешном деле идея составляет лишь 20 процентов, а остальное - реализация. У команды министерства много идей. Одни воспринимаются хорошо, другие - с опаской. Но общее мнение - что не хватает менеджеров, которые могут идеи реально воплотить, без риска извратить их первоначальный смысл.

И.И.: Критика нынешнего министерства мне напоминает «обвинение в намерениях». Обсуждают и чаще всего осуждают совершенно не то, что мы реально реализуем, а некие побочные фантомы, которые возникают при прочтении или обсуждении того или иного направления реформ, вырванные из контекста фразы.

Помните, как в детстве проявляли фотографии? Вот, фотография вначале размытая, но медленно-медленно начинают вырисовываться контуры. И вряд ли стоит считать фотографию неудачной до того, как завершится процесс проявления. В таком тонком деле, как развитие образования, нужно иметь такое же терпение! Я как-то прикинул, что результаты управленческой работы в школе начинают проявляться через шесть месяцев, в районном отделе образования - где-то через полтора года. Я работал в областной системе профтехобразования три года, меняться серьезно к лучшему что-то стало, когда уже переводили на новую работу. В главном управлении образования первые результаты задуманного стали заметны лет через пять-шесть, не раньше. Поэтому то хорошее, что есть при тебе, заложено твоими предшественниками. Дай бог, чтобы и после нас проявилось хорошее!

С.С.: Вы говорите об отсроченном результате, но ведь уже сегодня можно говорить о предварительных итогах приоритетного национального проекта «Образование»: классным руководителям выплачивается надбавка, лучшие учителя и школы близки к получению заветных премий…

И.К.: У всех обучающихся вождению есть пагубная привычка тянуть шею и стараться заглянуть практически под колеса машины. Эта земля у тебя уже под ногами, ты ее уже проехал, - смотри, что впереди! Так и здесь. Я уверен, что, отберем не худших, деньги не украдут, улягутся споры по критериям. Что дальше? Мы совершим огромную ошибку, если работа с этими людьми будет завершена с перечислением средств на счета. Возникает вопрос, какие механизмы должны работать в школе, муниципалитете, регионе, для того чтобы обеспечить самую эффективную «эксплуатацию» найденного человеческого потенциала лучших учителей, лучших педагогических коллективов. Я уверен, сегодня именно такие педагоги должны стать во главе методических объединений, объявить свои уроки открытыми для коллег. Например, учитель вошел в число 10 тысяч лучших по стране, он же самый лучший физик в районе. Давайте поможем ему дооборудовать кабинет, сделать подписку на методическую литературу, компьютеризируем, обеспечим программами, возможно, еще доплатим за методическую работу. Пусть, не переходя на должность «конторского» методиста, такие педагоги делятся своим опытом, пускают в свою творческую лабораторию других. Тогда от проекта получится серьезный дополнительный эффект. Кроме того, я убежден, лучшие учителя и школы будут ядром нового профессионального сообщества, авторитетного и продуктивного.

СЛОВО «УЧИТЬ» - ПЛОХОЕ СЛОВО

С.С.: Исаак Иосифович, министр Андрей Александрович Фурсенко все время говорит о том, что в деле модернизации образования нужно опираться на лидеров. А вы сами когда ощутили себя лидером?

И.К.: Как-то спрашиваю своего знакомого, почему он не написал на визитке, что доктор наук, а он мне в ответ, что это окружающие должны увидеть по человеку, но не по визитной карточке. И лидерство не должно быть самоощущением, это скорее выбор других, принятие тебя как лидера.

С.С.: Безусловно, вы правы, также правда и то, что вы лидер, но ведь лидерство - это еще и технология успеха, лидерству можно учить…

И.И.: Очень плохо отношусь к слову «учить», понимаю лишь одно-единственное слово - «учиться». Если в одной и той же системе один человек научился, а другой - нет, то это доказывает, что условия созданы, просто кто-то ими воспользовался, кто-то - нет. У нас в школе есть все возможности для проявления лидерства, но я бы не ставил это на поток.

Вот если в обществе будут одни лидеры, вы не боитесь такого общества? Огромное количество людей, которые очень хорошо генерируют идеи, но при этом не только не могут выступить их руководителями, но даже и реализаторами. В этом смысле я все время привожу в пример знаменитую четвертку мушкетеров. Изумительная группа, где разделены функции генерации идеи, ее критической оценки, принятия управленческого решения и реализации.

С.С.: Исаак Иосифович, вы поменяли Оренбург на Москву, работали в издательстве «Просвещение», два года в Министерстве образования и науки. Что приобрели за это время, что потеряли?

И.К.: Потерями можно считать только потерю людей или их отношения к тебе. И вряд ли это предмет публичного обсуждения. А приобретения… Наверное, я приобрел просто возможность нового старта в жизни, я считаю, должно быть много стартов, попыток реализовать себя в новой форме. Как-то для себя решил, что если три года смогу проработать в одной должности - молодец, если пять лет - хорошо, а если больше, то что-то случилось, значит, ты уже сам в себя не веришь и боишься еще раз выйти на старт. Но при этом я искренне восхищаюсь людьми, которые умеют много-много лет не менять работу, при этом делая ее с каждым годом все эффективнее. Это редкий талант. Но жизнь многомерна, значит, у каждого могут быть свои оси координат для развития.

По материалам сайта pedsovet.org

Другие матералы рубрики: