Поволжский Образовательный Портал

РОСТ №11

Опубликовано 02 апреля 2007

Алло, мы ищем стандарты! Недовольных приглашают поучаствовать

Все вузы, выигравшие конкурс инновационных программ приоритетного Национального проекта “Образование”, разрабатывают новые образовательные программы. Программы - новые, но стандарты, в рамках которых эти программы создаются, - старые. Их никто не отменял. Вместе с тем первый же год работы 17 инновационных вузов “дал колоссальный материал для формирования новой идеологии стандартизации”, считает Нелли Розина, заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования. Секция, которую она вела на установочном семинаре для ректоров вузов - победителей второго раунда конкурса инновационных проектов (см. “Поиск” №12, 2007), была посвящена стандартам третьего поколения. Оказалось, интерес к этой теме у сообщества весьма велик, и вопросов назрело множество.

Свобода в рамках

Нелли Розина прежде всего подчеркнула, что все вузы страны независимо от того, победили они в конкурсе или нет, должны работать соответственно полученным лицензиям, свидетельствам об аккредитации и в рамках действующих образовательных стандартов.

Но рамки эти не такие уж и жесткие, как это может показаться, и предоставляют вузам достаточно широкие возможности для формирования инновационных образовательных программ. Поскольку проекты рассчитаны на два года, отметила Н.Розина, в основном в их рамках разрабатываются программы магистерские, аспирантские и повышения квалификации. Реже - специальности и бакалавриат. В подготовке магистерских программ вузы в своих действиях свободны на 80%, то есть не связаны требованиями стандартов. Добавило им свободы и недавнее изменение идеологии этой ступени образования. Если раньше в магистратуре готовили только научных или научно-педагогических работников, то теперь можно учить и конструкторов, и разработчиков, и менеджеров. То есть специалистов в “узком” вопросе, подготовленных для любого вида деятельности, которую потребует рынок труда.

Кроме того, выпускникам бакалавриата, решившим продолжить обучение в магистратуре, было разрешено менять направление подготовки. И вузы восприняли это новшество с энтузиазмом: по сведениям Рособрнадзора, количество заявок на лицензирование магистерских программ выросло.

- При подготовке программ бакалавриата ваша свобода составляет около 40%, программ по специальностям в среднем около 30%, - подчеркнула Н.Розина. - Взвесьте, пожалуйста, все свои силы, оцените необходимость разработки той или иной программы - и решите, как действовать.

Еще одна возможность для вуза увеличить свою свободу при формировании образовательных программ - эксперимент по внедрению зачетных единиц. В нем участвуют сейчас около 70 вузов, головной - Российский университет дружбы народов. Эксперимент позволяет сокращать федеральный, то есть обязательный, компонент по программам бакалавриата и по специальностям до 50% от объема программы, а также унифицировать объемы дисциплин по различным родственным направлениям подготовки. Например, электротехника в разные программы технического университета входит в разном объеме. 20% объема, установленного стандартом для этих программ, можно унифицировать.

Н.Розина подчеркнула, что вузам постепенно надо привыкать к расчету трудоемкости работы преподавателя и студента в зачетных единицах, и пригласила всех к сотрудничеству с РУДН, как базовым вузом по введению зачетных единиц.

Переход по этапам

Действующими образовательными стандартами довольны далеко не все. Для специалистов Минобрнауки это не секрет. Поэтому еще в 2004 году, когда новое министерство только начинало действовать, во все вузы было послано письмо за подписью Андрея Свинаренко с приглашением поучаствовать в пересмотре действующих стандартов. Однако, по словам Н.Розиной, реакции со стороны академического сообщества не последовало. Получается, что сама система обновляться и оптимизироваться не пожелала. Но работа над новыми стандартами, тем не менее, шла, и некоторые вузы в ней активно участвовали. К чему пришли? Об этом Нелли Михайловна рассказала очень подробно:

- 1 февраля на знаменательной коллегии Минобрнауки рассматривался вопрос о разработке стандартов третьего поколения и о поэтапном переходе на двухуровневую систему образования. Следом - еще одно событие: 9 марта министр представлял правительству проект закона о переходе на уровневое высшее образование. Правительство законопроект одобрило, и теперь его будет рассматривать Государственная Дума. Утвержден макет нового стандарта. И мы надеемся, что, как и в прошлом году, вузы, реализующие инновационные образовательные программы, станут широкой площадкой для формирования предложений по стандартам третьего поколения ВПО. Разработка этих стандартов будет вестись на конкурсной основе в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО). В скором времени министерство утвердит перечень проектов по соответствующему разделу ФЦПРО на 2007 год. Министерство объявит конкурс на закупщика проекта стандартов. Тот, кто выиграет, объявит конкурс на разработку стандартов. Поэтому у всех есть возможность объединить свои усилия для реализации своих идей и в полной мере реализовать ваш потенциал.

Проект макета нового стандарта рассматривался на коллегии в свете двух законотворческих инициатив министерства. Прежде всего, законопроекта о переходе на уровневое образование. Согласно ему, основная масса студентов вузов будет учиться по программам бакалавриата, а обучение на следующей ступени - в магистратуре - будет осуществляться на конкурсной основе. Законопроект предполагает, что ряд специальностей сохранятся как монопрограммы, причем список этот будет регулироваться не Минобрнауки, а Правительством РФ. Работа по выделению монопрограмм велась два года, и сейчас в проекте перечня около 130 программ, которые предполагается сохранить как непрерывные, выбранные работодателями совместно с академическим сообществом. В основном это программы по подготовке специалистов, от которых зависит безопасность человека и государства: в области здравоохранения, в системе МВД и ФСБ, в оборонной промышленности... Таким образом, вместо 530 действующих специальностей предлагается пока 130.

Мы хотели бы не утверждать этот перечень до тех пор, пока стандарты не будут отработаны и не пройдут экспертизу. Обязательным условием становится наличие подписей специалистов от академического и профессионального сообществ, участвовавших в разработке проекта стандарта. Кроме того, сейчас вместе с объединениями работодателей отрабатывается процедура экспертизы. Ожидается, что к концу этого года она будет запущена - для экспертизы уже наработанного. Раньше, кстати, этот этап отсутствовал, что часто приводило к несостыковкам в дидактике и в требованиях к подготовке выпускника во многих стандартах по специальности. Новые стандарты будут приниматься поэтапно, и после одобрения определенной совокупности проектов стандартов мы будем обсуждать и соответствующую часть перечня.

Не секрет, что сегодня существующий перечень специальностей на 80% - субъективная картина, а не объективная. Это картина борьбы авторитетов за то или иное наименование специальности, порой удовлетворяющая запросы двух-трех кафедр в стране. Мы сейчас усиленно ведем переписку и с депутатским корпусом, и с органами исполнительной власти о том, что надо учесть и преду­смотреть. Я призываю вас создать экспертное сообщество, которое могло бы оценивать предложения по перечню монопрограмм.

ФГОС вместо ГОС.

Кроме законодательной инициативы о введении уровней высшего образования, министерство выходит с еще одной инициативой - о введении понятия “Федеральный государственный образовательный стандарт” (ФГОС) - вместо Государственного образовательного стандарта (ГОС). Зачем это понадобилось? В статье 7 Закона об образовании сказано, что государственный образовательный стандарт состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального, вузовского. Но в жизни таких стандартов, состоящих из трех компонентов, нет. Ведь постоянным остается только федеральный компонент. Остальные два являются частью образовательных программ. Получается, сколько программ - столько стандартов! И такая закономерность прослеживается на всех уровнях образования.

Законопроект о введении в Конституцию РФ понятия “Федеральный государственный образовательный стандарт” был активно поддержан регионами и органами исполнительной власти.

Во ФГОС войдут требования к выпускнику в виде компетенций, а не только ЗУНов (“знания, умения, навыки”), как сейчас. Более жестко прописываются требования к условиям реализации основной образовательной программы (ООП). Уходит обязательный минимум содержания. Остаются требования к структуре ООП. Предполагается, что, если представленная вузом ООП не будет удовлетворять определенным требованиям аккредитации, Рособрнадзор сможет обязать его работать по примерным программам.

Самое основное и самое сложное - разработка конечных требований к уровню подготовки выпускника в виде компетенций, то есть комплексных требований к умению применять полученные знания и умения. В наших вузах привыкли проверять знания формул, исторических дат, чего-то еще. Но не комплексные знания. Конечно, частично их проверяют в курсовых проектах, в выпускных работах. Однако по ходу подготовки специалиста хорошо это делают очень немногие.

В макет стандарта входит описание программы в виде привычных для вузов циклов дисциплин. Но сами дисциплины при этом не называются. Например, естественно-научный цикл будет описан в требуемых знаниях и умениях, которые обеспечивают реализацию определенных компетенций. Точно так же будут описаны циклы гуманитарно-социальных наук и профессиональный. Трудоемкость программы будет выражена в зачетных единицах: 240 - бакалавриат, 120 - магистратура.

Перечень дисциплин в стандарте найти все же будет можно, но не как обязательный, а только как рекомендуемый - для разработки примерных образовательных программ и учебников. Профессиональное образование в мире постепенно переходит на переложение материала в модули, которые могут быть как дисциплинарными, так и междисциплинарными. Поэтому строгая регламентация в стандартах дисциплин и их объемов не сочетается как с переходом на зачетные единицы, так и с возможностью введения модулей.

Еще одно новшество: в макете стандарта оговаривается обязанность вузов ежегодно обновлять содержание основной образовательной программы, чтобы отразить все важное, что появилось в соответствующей сфере за это время.

Итак, когда же в российских вузах начнут учить по-новому?

- Естественно, что за короткое время все стандарты разработать невозможно. Кроме того, здесь потребуются серьезные материальные затраты, - пояснила Н.Розина. - Мы полагаем, что стандарты третьего поколения будут разработаны за два года. В проекте закона написано, что с ­­

1 сентября вводится двухуровневое высшее образование. Эта запись важна для работы над новыми нормативными документами. И мы, видимо, предложим добавить в законопроект положение о том, чтобы введение двухуровневой системы совместить с введением новых стандартов. Поэтому приемная кампания-2007 начнется по имеющимся лицензиям и направлениям подготовки, и этот учебный год вы будете работать по действующим образовательным стандартам.

Наталия БУЛГАКОВА. Поиск.  

Другие матералы рубрики: