Поволжский Образовательный Портал

РОСТ №12

Опубликовано 02 апреля 2007

Вице-премьер посетил вузы Томска

На главной улице старинного университетского города Томска совсем недалеко друг от друга выстроились три университета, известные своим вкладом в развитие высшей школы еще до того, как начался приоритетный Национальный проект “Образование”. Результаты конкурса инновационных программ только подтвердили их устоявшееся реноме. В 2006 году право на государственную поддержку инновационных проектов получили Томский государственный университет (ТГУ) и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), в 2007 году - Томский политехнический университет (ТПУ).

За полтора дня в Томске первый вице-премьер Дмитрий Медведев посетил все три вуза. Первым пунктом его программы пребывания на Томской земле стал межвузовский студенческий бизнес-инкубатор “Дружба” при ТУСУРе. Как рассказал ректор этого вуза Анатолий Кобзев, “Дружба” представляет собой, во-первых, питательную среду для Томской технико-внедренческой зоны. А во-вторых, оказывает всестороннюю помощь студентам, желающим зарабатывать деньги, реализуя свои высокотехнологичные идеи. Одна из целей инновационной программы ТУСУРа - создать бизнес-окружение вуза по примеру Оксфордского и Массачусетского технического университетов. И цель эта вполне достижима, ведь в ТУСУРе развивают систему подготовки специалистов, которая “позволит создать массовую генерацию бизнесменов в сфере высоких технологий”. Дмитрий Медведев с интересом ознакомился с красивыми графиками и схемами, иллюстрирующими массовую подготовку столь штучного “товара”, пообщался со студентами, которые на конкурсной основе уже реализуют свои идеи в бизнес-инкубаторе.

В Институте дистанционного образования ТГУ вице-премьеру показали суперкомпьютер, самый мощный в СНГ и Восточной Европе, и рассказали о том, как он используется в интересах сразу двух приоритетных национальных проектов - “Образование” и “Здоровье”. Ректор ТГУ Георгий Майер нарисовал впечатляющую картину: спутник “Ямал” с высоты в 46 тысяч километров ловит сигнал с вузовского суперкомпьютера и “отправляет” его на станции приема, расположенные в Томской области и в соседних регионах. Возможности использования этой сети практически неисчерпаемы: чтение лекций студентам, проведение школьных уроков и межрегиональных конференций. А также... медицинское консультирование граждан, живущих в отдалении от крупных городов. Вице-премьеру продемонстрировали, как примерно это происходит: на одном мониторе засветилась картинка результатов УЗИ, сделанного жительнице отдаленного села, а на другом то, что показывало обследование, обсуждали врачи областной клиники.

...Но главным событием поездки первого вице-премьера в Томск стала его встреча с ректорами вузов, победивших во втором раунде конкурса инновационных проектов.

- Все, кто собрался в этом зале, выдержали серьезный отбор и продемонстрировали очень значительный потенциал отечественной высшей школы, - отметил Дмитрий Медведев, открывая совещание. - Наверное, главный вывод, который можно сделать по итогам конкурса, такой: все-таки наше образование встало на инновационный путь развития.

Он напомнил, что по результатам конкурса инновационных проектов 2006 года 17 вузов получили право на государственную поддержку на общую сумму 10 миллиардов рублей. В 2007 году бюджет конкурса был удвоен, а число победителей достигло 40. Победители второго конкурса получат государственные субсидии в размере от 200 миллионов (Вятский госуниверситет) до 930 миллионов рублей (Новосибирский госуниверситет). Для некоторых вузов, подчеркнул Дмитрий Медведев, полученные средства “соизмеримы в среднем с их годовым бюджетом!”.

Кто-то из журналистов не преминул съязвить: хорошо бы уточнить - так велики средства или так мал бюджет?

Первый вице-премьер продемонстрировал погруженность в тему: в своем выступлении он остановился на ключевых вопросах.

Во-первых, рекомендовал руководителям вузов обратить особое внимание на принятый в 2007 году Закон о целевом капитале, или эндаументе. И не сдержал раздражения, когда Роман Стронгин, ректор Нижегородского государственного университета, предложил подумать о том, как государство может стимулировать бизнес, чтобы тот помогал вузам.

- Коллеги, это вы мне должны рассказывать, как работает в реальности Закон о целевом капитале, а не у меня подробности выспрашивать. Закон есть. Посмотрите нормативную базу и пользуйтесь! Да, действительно, спонсора еще нужно найти. Это раньше делом чести выпускника было помочь альма-матер. Сейчас другие настроения. Но их нужно исправлять. Все-таки хотелось бы, чтобы подобного рода капитал был у всех высших учебных заведений, которые здесь представлены, - высказал пожелание первый вице-премьер. И посоветовал ректорам подумать, как привлечь успешных в бизнесе и в карьере выпускников в качестве благотворителей и учредителей этого целевого капитала.

Во-вторых, Д.Медведев подчеркнул, что необходимо и дальше укреплять связь инновационного образования с реальным сектором экономики и отечественным бизнесом. “Речь идет прежде всего о мониторинге потребностей рынка, о разработке профессиональных стандартов, в которых очень заинтересованы работодатели, о предоставлении адекватной базы для проведения стажировок и, разумеется, о конкурсных инвестициях в образование”, - уточнил первый вице-премьер.

Актуальным для развития высшей школы Дмитрий Медведев считает создание на базе передовых вузов центров инновационной активности. В связи с этим первый вице-премьер заявил, что, вероятно, пришло время отменить запрет на создание малых предприятий и других внеучебных структур при российских вузах. Он признал, что в конце 1990-х годов “гайки, возможно, были закручены избыточно”. Но тут же объяснил, что в то время “это где-то было оправданно, чтобы не превратить структуры при университетах в канал перекачки государственной собственности в частные руки. Если говорить сейчас о возможности учреждения неких инновационных предпринимательских форм, то нужно выработать общие правила игры и найти более гибкое решение”. Следующее высказывание вице-премьера хотелось бы рассматривать как прямое задание правительству: “Минобрнауки и Минэкономразвития необходимо найти современные юридические решения вопросов деятельности малых предприятий и других структур при университетах”.

Вместе с тем Дмитрий Медведев рассчитывает на то, что Закон о целевом капитале и прочие меры, которые сегодня принимаются, в частности закон “Об автономных учреждениях”, со временем создадут другую, более благополучную финансовую ситуацию в высшей школе.

Руководители вузов - победителей первого раунда конкурса сообщили о том, что удалось сделать. Ректор ТГУ Георгий Майер отметил возросший интерес к вузам в обществе, бизнесе:

- Я, как ректор, каждый день получаю заказы на специалистов. Преподаватели массово хотят повысить квалификацию, потому что в университете установлено новейшее оборудование...

Ректор МИСиС Юрий Карабасов говорил о том, что в университете последние полтора года разрабатывается около 100 новых мультимедийных комплексов, создается проблемно-ориентированная библиотека: “Изменилась сама обстановка в вузе: у профессоров горят глаза, молодежь идет в науку, студенты стремятся хорошо учиться”.

Но все же больше на встрече речь шла не о достижениях, а о проблемах. И о “куцых зарплатах” преподавательского состава, и о сложностях перехода на двухуровневую систему высшего образования, и о привлечении молодежи в науку...

Одной из главных тем стала, как водится, жилищная. Дмитрий Медведев заметил, что даже если платить в Москве профессору зарплату, эквивалентную 5 тысячам долларов, он не сможет купить себе жилье. Посоветовал искать возможности снижения ипотечной ставки, а также разрабатывать региональные и внутривузовские программы для обеспечения жильем преподавателей.

Возможно, находясь под впечатлением от посещения Научной библиотеки ТГУ, в которой с 2000 года ведется работа по созданию электронных версий книг, авторефератов диссертаций и т.д., первый вице-премьер призвал победителей федерального конкурса модернизировать университетские библиотеки. Он подчеркнул, что нужно “оцифровывать” книги - иначе движения вперед не будет. И обратился к ректорам с предложением направить часть получаемых средств на перевод библиотечных фондов в электронный вид. Судя по реакции ректоров, они бы и не против внять этому призыву, да только не представляют, каким образом это сделать. Ведь, согласно условиям конкурса, субсидии можно тратить только на цели, обозначенные в проекте.

Отвечая на вопросы, Дмитрий Медведев подчеркнул, что общее количество образовательно-научных центров в стране увеличиваться не будет. Но такие центры должны действовать во всех федеральных округах. По его словам, формирование федеральных университетов в Сибири и на Юге России - первый шаг для достижения этой цели. Не исключено, что будут создаваться и другие крупные университеты на базе существующих сегодня вузов. Но, чтобы высшая школа не оказалась замкнута сама на себя, для ее выпускников необходимо создать перспективы и достойные условия труда.

Заговорив о качестве образования, первый вице-премьер покритиковал коммерческие вузы. По его мнению, они зачастую не обеспечивают высокого уровня подготовки выпускников - в основном из-за дефицита квалифицированного преподавательского состава. Он привел в пример Санкт-Петербург, в котором за пять - семь лет число высших учебных заведений, дающих юридическое образование, увеличилось с двух до пятидесяти. Но ведь количество преподавателей, способных профессионально нести знания, пятидесятикратно не увеличилось! И предложил, “не драматизируя ситуацию, все-таки посмотреть, какое качество дают некоторые высшие учебные заведения - и частные, и даже государственные. И в ряде случаев принять решение об их закрытии”.

Подводя итоги встречи, Дмитрий Медведев выразил надежду, что “смотр лучших инновационных программ” поможет вузам переосмыслить свою роль в решении непростых задач, которые стоят перед нашим государством.

От редакции. Все бы хорошо, да вузы “первого инновационного призыва”, уже работающие по приоритетному Национальному проекту “Образование”, в 2007 году средств на реализацию своих программ еще не получали. Срываются планы. Нет возможности выполнить обязательства. А еженедельные отчеты никто не отменял. Не окажутся ли вузы “при разборе полетов” крайними?
 
   Елена Булнакина. Поиск.

Другие матералы рубрики: