Поволжский Образовательный Портал

Не все то гимназия...

Опубликовано 03 апреля 2007

Как выбрать для ребенка такую школу, чтобы потом не было мучительно больно за бездарно потраченные годы, деньги и нервы.  

Многим родителям 1 апреля бывает не до смеха - именно с этого дня в школах начинают принимать документы будущих первоклашек. В Москве более 1500 школ на любой вкус. Помимо средних общеобразовательных есть и гимназии, и прогимназии, и лицеи, и школы с лицейскими и гимназическими классами, и учебные заведения с углубленным изучением предметов. Добавьте сюда частные школы, а также образовательные центры - и голова у вас пойдет кругом. Чем они отличаются друг от друга? Как угадать, в какую именно стоит отдать ваше драгоценное чадо? Чтобы оно росло умным, талантливым, а главное - счастливым...

Богатое содержание

По-настоящему независимых и авторитетных школьных рейтингов у нас просто не существует. Хотя попытки выстроить школы по ранжиру предпринимаются, но как-то уж слишком неубедительно. Какие "гири" ставить на чашу весов? Количество победителей олимпиад? Но если заглянуть в ведомости, выяснится, что подопечные математических школ побеждают почему-то по ИЗО или экологии. По количеству выпускников, поступивших в престижные вузы? Но это, согласитесь, результат усилий не только конкретных преподавателей, но и родителей с репетиторами. Может быть, сверяться с названием учебного заведения, значащегося на вывеске?

Но здесь-то и таится дьявол. Бизнесмены от образования прекрасно осведомлены, что сердца большинства родителей греет официальный статус учебного заведения. Им важно, чтобы в аттестате значилось "лицей" или "гимназия". Это, по их мнению, гарантия глубоких знаний и соответственно прямая дорога в вуз. Так ли это? Точной статистики нет, однако известно, что на федеральном уровне положение о лицеях и гимназиях пока не утверждено, поэтому в регионах программы обучения в них разнятся как небо и земля. По идее, оба типа учебных заведений должны давать более качественное образование по сравнению с обычной школой, дети там получают углубленные знания, а в старших классах преподают вузовские специалисты. Есть ли здесь контроль и учет? А как же: различные аттестации, аккредитации. Странно, но при этом в столичном департаменте образования никто не смог "Итогам" точно ответить на вопрос, сколько же в Москве школ разных типов. Например, в одном только Митине из 17 школ 13 имеют статус повышенного содержания образования. Может быть, там сложились какие-то особенные условия? Да и вообще количество школ с "богатым содержанием" заметно выросло в последнее время.

Ларчик открывается просто: с прошлого года в городе введено нормативное финансирование школ в зависимости от количества обучающихся. То есть деньги из бюджета выделяются на каждого конкретного ученика, и директор кровно заинтересован в том, чтобы их (и учеников, и денег) было больше. Предполагалось, что эта мера создаст здоровую конкуренцию среди образовательных учреждений и сподвигнет их руководство на поиски новых форм обучения, организацию кружков, факультативов и так далее. Но всего лишь один нюанс свел на нет прекраснодушную идею. Дело в том, что сумма, выделяемая из расчета на одного ребенка в год, зависит от типа учебного заведения. Например, средней общеобразовательной положено 35 353 рубля на человека, школе с углубленным изучением отдельных предметов - 40 696, гимназии - 67 410, лицею - 67 230, центрам образования и "школам здоровья" - 62 286 рублей. Что в этой ситуации остается делать директорам? Думается, ответ ясен: всеми правдами и неправдами пытаться заполучить статус лицея, гимназии или центра образования. И здесь уже многое зависит не столько от наличия современных программ, хорошей материальной базы, высококвалифицированных преподавателей, сколько от пробивных способностей администрации. Вот и растут лицеи и гимназии как грибы после дождя.

Уровень преподавания иностранных языков в спецшколах по определению должен быть выше, чем в обычном общеобразовательном учреждении.

Впору задуматься: а всегда ли громкий статус гарантирует высокое качество образования или это яркая этикетка на залежалом товаре? "Если честно, я не понимаю образовательной политики в городе, - сетует на условиях анонимности директор одной из школ. - Например, две соседние школы открывают одинаковые лицейские классы. Но это же штучная работа. Таких заведений не должно быть много, тем более в одном месте". Не надо быть высоколобым специалистом, чтобы понимать: в этом вопросе должна существовать продуманная стратегия, построенная на глубоком изучении ситуации, сложившейся в округе или микрорайоне. Только после этого логично вырабатывать концепцию развития объекта образования.

По-турецки говорил...

Исторически сложилось так, что российский среднестатистический родитель стремится отдать своего ребенка в школу с углубленным изучением иностранных языков. В принципе это понятно: если к математике, живописи или физике у ребенка должны быть способности, что довольно трудно определить в столь нежном возрасте, то овладеть иностранным языком куда проще. Возникает вопрос: какие языки сегодня пользуются наибольшим спросом и отслеживает ли кто-нибудь эту лингвистическую конъюнктуру? "В Москве работает более 110 школ с углубленным изучением иностранных языков, из них 85 - английские. Это неудивительно, так как в большинстве вузов в качестве вступительного экзамена по языку идет английский, - говорит главный специалист управления дошкольного и общего образования столичного департамента образования Наталья Ваганова. - Остальные школы - испанские, французские, немецкие. Работают две китайские, одна - турецкая, одна, где учат хинди. Кроме того, есть заведения с корейским, литовским, еврейским этнокультурными компонентами".

Образовательные приоритеты постоянно меняются. Не секрет, что в последнее время немецкий и французский языки отходят на второй, а то и на третий план. Хотим мы того или нет, но современный мир выбрал универсальный язык общения - английский. И в Германии, и во Франции вам охотно ответят на нем даже в самой скромной забегаловке. Но удивительно, что при этом количество соответствующих немецких и французских спецшкол не уменьшается.

Родители прекрасно понимают, что в нынешнем мире, где знание английского - норма, ребенку нужно какое-то конкурентное преимущество. Например, развитие азиатской экономики - чем не аргумент, чтобы выучить китайский? Так и происходит: спросом начинают пользоваться восточные языки, и в первую очередь китайский, японский и арабский. Без работы специалисты, владеющие этими языками, скорее всего не останутся. "Мой сын сам попросил перевести его в китайскую спецшколу, - говорит Лина Кобыш, мама третьеклассника Жоры. - Я поддержала его решение, хотя теперь приходится возить ребенка в другой округ. Но я уверена, что знание этого языка ему пригодится в будущем, тем более что он ему легко дается. Кроме того, изучение китайского развивает образное мышление, дисциплину и трудолюбие".

Столичная система образования реагирует на растущий спрос пока не очень гибко. Школы с восточными языками можно пересчитать по пальцам. Проблема упирается прежде всего в кадры и деньги. Платить преподавателям редких языков больше, чем учителям английского или французского, нельзя - ставки в тарифной сетке жесткие. И даже если директору удается заманить китаеведа или япониста, то, как правило, ненадолго: для хорошего спеца даже максимальная зарплата в 20 тысяч рублей - кошкины слезы.

Нельзя сказать, что столичные чиновники совсем уж глухи к запросам общества. Например, в этом году Московский городской педагогический университет объявил набор студентов в группы китайского и японского языков. Но в классы эти специалисты придут, если вообще придут, только через пять лет. Невероятно долгий срок для нашей динамично меняющейся жизни. А вдруг тогда уже будут больше востребованы урду или фарси?

Пока же проблему кадров директора решают сами. В этом смысле школа с углубленным китайским языком, где учится маленький Георгий, уникальна. Ее руководитель, китаевед Ольга Семенова, открывая школу, столкнулась с проблемой нехватки кадров. "Пришлось взяться за дело самой, - рассказывает она, - была разработана методика, по которой прошли обучение китайскому преподаватели других дисциплин, прежде всего русского и английского". Но это - редкое исключение.

Мыслить стратегически

Так что же в этой ситуации делать родителям? "Итоги" провели свой небольшой опрос, на основании которого составили список требований, предъявляемых мамами и папами к современной школе. На первом месте, естественно, оказались уровень знаний и набор предметов. Причем самый большой интерес проявляется к преподаванию иностранных языков. Затем - атмосфера в стенах самого заведения и отношение к детям. Так, моя коллега, выбирая школу для сына, обошла несколько в округе. В одной гимназии ей очень понравились программа, само здание. Но, выйдя из кабинета директора, она услышала, как завуч кричит на старшеклассника в присутствии других детей, отчитывая его за внешний вид. Этого было достаточно, чтобы желание отдать ребенка именно сюда пропало напрочь. Следующим по значимости критерием для многих является близость образовательного учреждения к дому. Далее следуют наличие кружков и факультативов, пусть даже платных; количество детей в классах; безопасность и медицинское обслуживание; питание. Ну что ж, требования вполне логичные и далеко не заоблачные. А продвинутые руководители школ сами устраивают опрос родителей микрорайона. Так, директор бывшей школы N 818, которая потом стала лицеем, Марина Ваграмян рассказывает: "Собираясь открывать лицейские классы, мы провели собрание и выяснили, что родители хотят от школы более тесной связи с вузами. Мы стали работать в этом направлении и решили проблему".

Одним из главных критериев при выборе родителями школы является атмосфера, сложившаяся в учебном заведении, и общее отношение к детям.

Кстати, мало кто знает, что в столице действует мониторинговая служба образования, существующая на базе Московского городского педагогического университета. Один из руководителей проекта, проректор университета по научной работе Николай Пищулин рассказал "Итогам": "Мы разработали опросные анкеты для родителей, старшеклассников, учителей и директоров. Сводя воедино ответы, мы можем видеть, какова ситуация со средним образованием в том или ином округе". Надо пояснить, что опрос проводится выборочно: берутся наугад 10 школ округа, затем данные сводятся в общую таблицу. Это наверняка нужно руководителям департамента образования, но ничего не дает родителям. Те директора школ или начальники управлений образования, кто готов мыслить стратегически, могли бы заказать подобные исследования по своим школам или районам. А еще лучше, если бы делалось это централизованно. Городу нужна хорошо продуманная образовательная стратегия с отслеживанием запросов родителей и детей. Нужны четкие критерии для всех типов школ. Может, не стоит загонять всех в так называемую элитку, которая, плодясь стихийно, таковой быть перестает. Обычные школы тоже обязаны учить хорошо, выполняя стандарты образования. И, может быть, лучше отправить своего ребенка за знаниями туда, где работает крепкий педагогический коллектив и сильны традиции, чем в какую-нибудь удаленную от дома гимназию, где в классе по 35 человек и учителя меняются что ни месяц.

И все же вопрос о том, как выбрать правильную школу для вашего чада, остается, увы, открытым. И самым доступным и действенным методом, продолжает быть то, что у кочевников называется "узун-кулак" - степное ухо. Расспросите своих знакомых, чьи дети уже учатся, пошерстите соответствующие форумы и блоги в Интернете. И там вы найдете куда более правдоподобную характеристику школы, чем все буклеты, пресс-релизы и прайс-листы вместе взятые.

Марина Зубакова. Итоги.ru.

Другие матералы рубрики: