Поволжский Образовательный Портал

Бесплатного высшего образования почти не останется

Опубликовано 06 мая 2004

Платное и бесплатное высшее образование сосуществуют в России второй десяток лет. Сплошь и рядом это происходит в рамках одного и того же учебного заведения, где учатся вместе бесплатные и коммерческие студенты. Соперничество между ними принимает острые формы и никогда не затихает.

Однако если раньше об ущемлении своих прав чаще говорили представители платного образования, то в последнее время оно стало все больше теснить бесплатное, и жалобы на несправедливость стали в массовом порядке доноситься из этого лагеря.

Восстановить справедливость взялась Государственная дума. Здесь подготовлен и недавно принят в первом чтении проект закона, вносящий серьезные изменения в наше законодательство об образовании. Речь идет об уравнивании набора платных студентов на престижные специальности для платных и бесплатных вузов.

Существующие сейчас у бюджетных вузов возможности приема платных студентов на такие престижные специальности, как юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное образование, ограничены 50-процентной квотой. Это означает, что как минимум 50% своих студентов государственные вузы обязаны учить по этим специальностям бесплатно. У частных вузов никаких ограничений нет.

Если новый закон пройдет, то ограничения исчезнут и для бюджетных учебных заведений. Легко представить себе, какую категорию студентов – платную или бесплатную – предпочтут вузы и техникумы, как только это случится.

Возникает реальная возможность, что бесплатных мест для обучения по этим специальностям просто не останется.

Именно эти опасения высказывают противники принятия закона. По мнению заместителя председателя думского комитета по образованию Олега Смолина, законопроект приведет к резкому сокращению бюджетных мест, поскольку сегодня у ректоров есть разумный соблазн поправить финансовое положение своих вузов. Он считает преждевременным снятие ограничений, поскольку у людей нет денег на обучение: Во Франции и Германии на внебюджетной основе обучаются 85% студентов, в России – 53% на бюджетной и 47% на внебюджетной. Это при том, что в России минимальная зарплата 100 долларов, а во Франции 1000 долларов.

По мнению Олега Смолина, если закон будет принят, от этого проиграют все. И прежде всего студенты, поскольку, по его словам, у нас за образование может платить только четверть населения.

Однако, считает он, в проигрыше останутся и сами государственные вузы, так как уровень обучения по этим престижным специальностям упадет, а материальное положение они все равно не поправят.

Тем не менее под давлением руководства государственных вузов Госдума решила пойти им навстречу. По словам заместителя комитета Госдумы по образованию Валентины Ивановой, сейчас коммерческие и государственные вузы находятся в неравном положении. Как пояснила она Газете.Ru, за последнее десятилетие в стране возник огромный сектор негосударственных вузов, готовящих студентов по дефицитным специальностям. Ректоры государственных вузов считают, что сложившееся неравенство возможностей является дискриминационным по отношению к ним и выталкивает студентов в платный сектор.

При этом Валентина Иванова убеждена, что принятие закона не приведет к размыванию бесплатного обучения и переводу его на коммерческие рельсы.

По приведенной ею статистике, в России продолжается увеличение количества бюджетных мест, включая самые престижные специальности. И это несмотря на усиление позиций платного образования.

Так, в 2001 году всего на бюджетной основе по специальности юриспруденция в России учились 16 тыс. студентов, а в 2004 году – 16,5 тыс. За последние 5 лет количество бюджетных мест по специальности экономика и государственная муниципальная служба увеличилось на 1000 по каждой из них, а менеджмент – на 1500. При этом, как подчеркнула Валентина Иванова, закон требует, чтобы на каждые 10 тысяч россиян приходилось не менее 170 студентов-бюджетников, а сейчас эта цифра составляет 226 студентов.

Существует, с точки зрения Валентины Ивановой, и более твердая гарантия, что никто не станет покушаться на основы бесплатного образования в стране.

Прежде всего, по ее словам, в этом не заинтересованы сами вузы, поскольку именно от количества бюджетных студентов напрямую зависит количество вузовских кафедр, лабораторий и преподавателей. Сокращение количества бюджетных мест неминуемо приведет к тому, что учить платных будет некому. И руководство вузов это отлично понимает.

Кстати, среди противников коммерциализации образования в России немало вузовского начальства. По большей части это руководство престижных вузов, и первый из них – ректор МГУ Виктор Садовничий. Мы становимся на путь платного образования, – посетовал он на встрече с журналистам. – И я не считаю это правильным. Наша страна вполне способна и должна обеспечить возможность получения бесплатного качественного образования для своих граждан.

Однако далее Виктор Садовничий добавил, что и МГУ вынужден принимать коммерческих студентов. В среднем по университету их около 15-20%. Но если на технических факультетах их не больше 10-20%, то на гуманитарных и особенно на престижных специальностях (социология, иностранные языки, управление) их число доходит до 50% от количества бюджетников, то есть до максимума, возможного по нынешнему законодательству. Понятно, что сдерживает их наплыв только это ограничение, и, едва лишь оно исчезнет, количество платников легко достигнет 100%.

И это естественно, ведь, по словам Садовничего, контрактные студенты – основа нашего существования в условиях скудного финансирования.

А это значит, что все-таки налицо столкновение интересов студентов и вузов, которые, конечно же, найдут способ увеличить количество платных мест, не ставя под удар свою материальную базу. Например, оставив для бюджетников только самые неинтересные и непрестижные специальности.

По материалам www.gazeta.ru

Другие матералы рубрики: