Поволжский Образовательный Портал

Неизбежные знания

Опубликовано 17 мая 2007

Депутаты Государственной думы в среду займутся очередным этапом реформы образования. Парламентарии планируют рассмотреть и, с подачи парламентского большинства, поддержать предложенные правительством законопроекты. Депутатам на обсуждение данных нововведений отведено не так много времени. В проекте предполагается, что закон вступит в силу уже с 1 сентября текущего года, поэтому народные избранники должны его принять в третьем чтении не позднее июля. К этому времени общеобразовательные и средние специальные учебные заведения должны подготовиться к приему увеличенного количества учеников, а вузы, которые еще не сделали этого самостоятельно, - перепрофилироваться для двухуровневой "европейской" системы обучения студентов.

Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования" направлен на повышение образовательного уровня населения России, в связи с чем устанавливает обязательность получения российскими гражданами всех трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего. Обязанности по созданию условий для получения детьми полного среднего образования ложится на плечи родителей и опекунов. При этом предельный возраст для получения среднего образования в общеобразовательных учреждениях увеличен с 18 до 20 лет. Не обделены вниманием в данном законопроекте и осужденные. Для них возраст получения среднего образования продлевается до 30 лет.

"Сейчас наблюдается очень негативная тенденция, когда на тысячу обучающихся людей в два раза возросло число лиц, которые не имеют начального или общего среднего образования", - рассказал Стране.Ru первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. По его мнению, "это означает, что мы отступили от высокой планки, которую мы имели - страны сплошной грамотности, где люди всегда имели право на получение доступного образования". В связи с этим, по словам единоросса, "правительство и Государственная дума считают необходимым создать условия, при которых у гражданина появилась бы возможность получить, если он этого желает, все три ступени образования в школе или среднем специальном учебном заведении". "Если сегодня Конституция гарантирует получение только обязательного общего образования, то сегодня, изменив закон, мы гарантируем также возможность получить среднее (полное) общее образование в общеобразовательных школах и в средних специальных учебных заведениях", - считает первый вице-спикер.

По мнению Олега Морозова, принятие рассматриваемого закона "не приведет к возникновению дефицита рабочих кадров простых профессий, потому что человек уходит работать после 9 класса совершенно осознанно". По его словам, "изменения в этом законе повлекут за собой изменения в законе о призыве граждан на военную службу". "Если учащийся до исполнения ему 18 лет перешел на третью ступень образования, то закон дает ему право до 20 лет завершить это обучение и на это время он освобождается от призыва", - сказал первый вице-спикер. В армию молодой человек все же будет призван, но только после получения полного среднего образования.

Второй законопроект, затрагивающий устройство российской системы образования, направлен на устранение несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональным образованием на рынке труда, а заодно призван повысить качество образования. Документ устанавливает самостоятельные образовательные уровни высшего образования. На каждом из этих уровней будет присваиваться определенная степень. На первом уровне, после трех-четырех лет обучения, студенту присваивается "звание" "бакалавра". Следующий уровень с углубленной профессиональной специализацией принесет учащемуся степень "магистра" или "специалиста" в зависимости от сроков обучения. "Магистр" будет учиться два года, а "специалист" - пять лет. Получение учащимся одной из этих степеней откроет ему доступ в аспирантуру. Кроме того, вводится запрет на освоение программ в сокращенные сроки.

Олег Морозов в интервью Стране.Ru озвучил несколько аргументов в пользу подобной реформы. По его мнению, "нравится нам это или нет, но мы должны вписываться в универсальные общеевропейские требования к высшему образованию". "Мы сегодня находимся в едином образовательном и экономическом пространстве, и любому гражданину России небезразлично, как трактуется документ об образовании, который он получает", - считает единоросс. По его словам, "второй аргумент в пользу двухуровневой системы высшего образования понятен каждому: зачем государству, работодателю или самому гражданину тратить деньги на получение некоего образования, которое он потом не будет использовать?" Вряд ли кто-то захочет "пять лет учиться, получить какой-то диплом и затем обнаружить, что полученный объем знаний вовсе не нужен для работы, которую надо выполнять", считает Морозов.

Поэтому, по мнению первого вице-спикера, "государственное высшее образование нужно разделить на две части". "Первая часть - базовое высшее образование, - рассказывает Морозов. - Это - три-четыре года обучения, закончив которое человек получает степень бакалавра и ровно тот диплом, который нужен и ему, и будущему работодателю. Бакалавр - это базовые знания в системе высшего образования - некие универсальные дисциплины, которые должен знать каждый, получивший эту степень. Вторая часть вузовского обучения - это более высокий уровень знаний, необходимый для выполнения более сложных функций. Каждый бакалавр вправе сдать вступительный экзамен и за два года получить дополнительное образование, статус и степень магистра. Если кто-то захочет продолжить учебу, то никто этому желанию мешать не будет".

Елена Фомина.

По материалам сайта Страна.Ru.

Другие матералы рубрики: