Поволжский Образовательный Портал

Каждый год в приемной комиссии абитуриенты задают один и тот же вопрос: сколько человек претендует на место.Вступительный конкурс: миф или реальность

Опубликовано 31 мая 2007

Каждый год в приемной комиссии абитуриенты задают один и тот же вопрос: сколько человек претендует на место. Считается, чем больше цифра, тем престижнее специальность и сам вуз. Так ли это на самом деле?

В хороших вузах мест всегда мало, а желающих получить диплом много. Если разделить количество абитуриентов, которые подали документы в приемную комиссию, на количество мест – получится вступительный конкурс. Он может исчисляться не только целыми, но и дробными числами, например, 25,5 или 3,3 человека на место. Но даже эти цифры требуют уточнений. Раньше приходилось делать поправку на детей высокопоставленных чиновников и других «полезных людей», проходивших вне конкурса и тем самым сокращавших количество мест.

Сегодня ситуация изменилась. Нынешние абитуриенты могут поступать сразу в несколько вузов: который год подряд приемные комиссии принимают дубликаты аттестатов об окончании школы. Успешно сдадите экзамены – останется только выбрать вуз. После этого в остальных учебных заведениях конкурс автоматически уменьшится на одного абитуриента. Еще больше путает карты возможность поступать по результатам ЕГЭ, централизованного тестирования и т. п. Никто не запрещает отправить результаты тестирования в 20-30 учебных заведений. При этом в «игру» вступают абитуриенты из самых отдаленных уголков нашей страны. К примеру, чтобы поступить в любой московский вуз, абитуриенту из Владивостока достаточно отправить по почте заказное письмо с результатами экзамена.

Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов:

– В советские времена абитуриенты лично приезжали сдавать вступительные экзамены в конкретный вуз, они физически присутствовали на экзамене. Сейчас по итогам ЕГЭ вы можете отправить документы в 10-20 вузов страны одновременно. А это значит, что количество человек на место не соответствует реальной конкуренции среди поступающих.

Скрытые механизмы

Можно назвать и другие причины, почему конкурс не отражает реального положения дел. Одна из них – постоянное сокращение количества бюджетных мест в государственных вузах и расширение платных отделений. По словам Андрея Волохова, пресс-секретаря Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (МГТУ), многие вузы из года в год сокращают по разным причинам набор на бесплатное обучение по таким популярным специальностям, как экономика, юриспруденция и др. Поэтому мы имеем дело с искусственным завышением конкурса: несложно иметь конкурс в 20-30 человек на место при соотношении бюджетных и платных мест один к десяти…Не стоит забывать, что так называемые вузы первой категории, а именно их дипломы выше всего котируются на рынке труда, получают серьезные государственные дотации. Большие бюджетные отделения свидетельствуют об их привилегированном положении. Так, в МГТУ им. Н.Э. Баумана в контрактный набор войдут всего 14% от общего потока.

Если сложно подсчитать реальный конкурс, значит, и выводы на его основе делать трудно. Так, по специальности «Экономика» в некоторых государственных вузах вступительный конкурс – 5-6 человек на место. При этом средний конкурс в МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2006 г. составил 3-4 человека. Можно ли из этого сделать вывод, что в «Бауманку» поступить легче? Вряд ли.

Верные критерии

Что же остается делать абитуриенту? По каким критериям определить, сложно ли сдать вступительные экзамены? Прежде всего, по самым традиционным – вопросам прошлых лет. Посмотрите задания вступительных испытаний предыдущих лет, публикуемые вузами, и попробуйте самостоятельно их решить. Например, прорешать от начала до конца хотя бы один вариант заданий мехмата. Тогда сразу станет понятно, сложно ли туда поступить.

Можно ориентироваться и на количество медалистов. Если среди тех, кто подает документы, каждый второй-третий медалист, готовьтесь к тому, что на профильном экзамене придется потрудиться на совесть. Как рассказал Владимир Филиппов, чем больше медалистов участвует в конкурсе на конкретную специальность, тем сложнее экзамен. Это объясняется просто: если подают заявления, предположим, 50 медалистов, а мест всего 10, приходится давать задания такой сложности, чтобы произошел справедливый отсев. Поскольку медалисты сдают экзамены в общем потоке, задания автоматически усложняются для всех поступающих. Преподаватели знают, на какие специальности из года в год большой поток медалистов, и вступительные испытания здесь, конечно же, сложнее.

Полезный совет

Стоит ли ориентироваться на конкурс? Конечно, стоит. Только надо воспринимать его как информацию к размышлению, а не как приговор – дескать, поступить вообще нереально или, наоборот, стопроцентно справлюсь. Чтобы понять, сколько абитуриентов реально поступает на одно место, немного уменьшите вступительный конкурс.

Мария Кригер, журнал Куда пойти учиться.

Другие матералы рубрики: