Поволжский Образовательный Портал

Россия переходит на новые стандарты образования, как это отразиться на жизни школ, коледжей и вузов

Опубликовано 21 ноября 2007

Разбираемся, как новый документ отразится на жизни школ, колледжей и вузов

В ближайшее время должен быть принят новый Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». И высшая, и средняя школы начнут жить по новым правилам. Как документ отразится на учениках, учителях, студентах, преподавателях, родителях, обсуждают участники «круглого стола».

Участники обсуждения:

Исаак Иосифович КАЛИНА, заместитель министра образования и науки РФ, заслуженный учитель России

Владислав Ремирович КУЧМА, директор НИИ охраны здоровья детей и подростков научного центра «Здоровье детей» Российской академии медицинских наук

Юрий Александрович КРУПИН, зампроректора по учебной работе МИCИ

Сергей Валерьевич КОРШУНОВ, проректор по учебно-методической работе МГТУ им. Баумана

Вера Владимировна ВОРОБЬЕВА, директор гимназии № 1522 г. Москвы, заслуженный учитель России

Ольга Евгеньевна МОРОЗОВА, лучший учитель Владимирской области 2005 года, обладатель гранта нацпроекта «Образование»

Марат Рашитович АЛИМОВ, лучший учитель Москвы 2006 года, обладатель гранта нацпроекта «Образование»

Александр Борисович МИЛКУС, редактор отдела образования «КП», секретарь Общественного совета при Рособрнадзоре

И. Калина:

- Я очень рад, что наш «круглый стол»  проходит не в специализированном издании, а в газете, читателей которой интересует широкий круг вопросов общественной жизни. Ведь стандарт в образовании - это система гарантий государства ученику и студенту. Стандарты не могут обсуждаться только с работниками образования. Стандарты - это гарантии того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям общественной жизни, экономики и вообще перспективам развития содержания образования.

Очень важно еще вот что: кто, в каких условиях и как будет реализовывать это содержание? Мы с вами  прекрасно знаем, что во всех 60 тысячах школ России учат примерно одному и тому же. А вот результаты - то, чему научились дети - везде разные. Это зависит от многих факторов. В первую очередь от того, кто является учителем. Во-вторых, важны современные высокотехнологичные условия обучения. Третье - уважительные культурно-бытовые условия в учебном заведении: начиная с гардеробов и туалетов и заканчивая спортзалами и библиотеками.  И, наконец, очень важное условие - это нормальная, полноценная среда общения со сверстниками. Ибо только на такой полноценной соревновательной основе и может происходить развитие.

Все это учитывается при разработке образовательных стандартов нового поколения. Подчеркиваю: впервые появляется в структуре стандарта требование к условиям обучения. И впервые система образования получит стандарт, который не только описывает обязательства ученика или учителя, но и описывает обязательства учредителя образовательного учреждения.

В. Кучма:

- Я вспоминаю, как президент Путин, посещая однажды  школу, заметил, что санитарные нормы и правила можно выполнять, а можно и не выполнять. Вот если бы это было написано в законе... То, что теперь одним из условий образовательного стандарта будут гигиенические требования, очень важно. И вот почему.

Заболеваемость школьников в последние годы выросла на 18 - 20 процентов. В первую очередь это болезни опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта. Растет число детей, имеющих дефицит массы тела. Начинает проявляться та тенденция, которая поразила всю Европу и Америку: где 25 - 30 процентов подростков страдают ожирением. Большинство нарушений здоровья связаны со школьным ритмом жизни, с условиями обучения.

Отчасти виноваты и родители. К примеру, навязывают школе: давайте повесим хрустальные люстры, у нас будет, как в Большом театре. Абсолютно не понимая, что такое блесткость и как это влияет на зрительное восприятие. Зрительный анализатор при таком освещении работоспособен лишь 15 минут, не более.

Наличие площадки на открытом воздухе, планировка здания, естественное и искусственное освещение, учебная мебель, ее расстановка, рассадка ребят, правильное планирование работы за компьютерами, школьное питание, медицинское обеспечение детей - все это очень важно и будет учтено в новом документе.

В. Воробьева:

-  Необходимо взаимодействие между органами образования и здравоохранения. Например, из 75 человек, поступающих в пятый класс, только десять процентов полностью здоровы.  И тут вина не столько школы. Причин много: и семья, которая бережет ребенка от улицы и держит его в тепличных условиях, и не очень благополучная социально-экономическая ситуация. Очень важен механизм обеспечения стандарта здоровья.

А. Милкус:

- То есть то, что раньше прописывалось в санитарных нормах, теперь закрепится в федеральном законе о стандарте образования?

В. Кучма:

- Совершенно верно. И мы, врачи, и проверяющие из Роспотребнадзора, будем руководствоваться положениями закона.

Кто будет контролировать?

И. Калина:

- За последние два года, особенно при реализации комплексных проектов модернизации региональных систем образования, значительно усиливается возможность влияния общественных организаций на жизнь школы. В первую очередь родительского сообщества. Сегодня во многих субъектах появляются серьезные рычаги влияния. Я не зря сказал, что стандарт в образовании - это система гарантий ученику и студенту. Причем новая структура стандарта значительно расширяет эти гарантии. Главное, чтобы о них знали родители, чтобы о них знали студенты. Чтобы они, пользуясь своим ежедневным присутствием в образовательном учреждении, в самом деле влияли на то, чтобы эти требования выполнялись.

Как ставить оценки?

О. Морозова:

- Еще Руссо сказал: зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребенку? На этой, казалось бы, очевидной истине далеко не всегда выстраивается учебный процесс. Причин тому очень много - и политика государства, и общественные ценности, и даже демографическая ситуация в стране. На сегодняшний день детей намного меньше, чем взрослых. И на одного ребенка в семье приходится несколько старших родственников, которые возлагают на него огромные надежды. И не меньшие надежды на него возлагают общество и государство.

Ребенок находится в очень сложной ситуации: ему необходимо соответствовать этим требованиям, а требования колоссальные. И получается, что новые стандарты, которые модернизируют образование, - это не просто соглашение между семьей, обществом, государством на предмет того, каким должно быть образование, его качество и результат, но это еще и адекватность требований по отношению к субъекту образования - школьнику.

Часто получается, что современные стандарты в меньшей степени ориентированы на детализацию процесса и в большей степени на результат и условия, которые будут способствовать достижению этого результата. Как же оценивать текущие успехи ученика? Классическая, фактически трехбалльная, система давно себя изжила. Как отмечается в проекте стандартов, оценка должна иметь сложенный состав. При этом прописывается модель того, из чего будет складываться оценка. Это субъективная оценка, которая выставляется учителем (за проекты, практические работы, письменный, устный ответы). И объективная - стандартизированное тестирование и анкетирование. Выходит, что эта субъективная оценка проявляется в начальном, текущем и итоговом вариантах. Результатом которых, что очень важно, является аттестация учащихся и педкадров. Необходимо прояснить, а как будут соответствовать, как будут соотноситься эти две оценки - объективная и субъективная? И какая оценка будет выставляться, например, как годовая, итоговая?  Ведь тестирование содержит очень мощный психологический фактор. Ребенок может переживать, волноваться.

Кроме этой привычной системы, появляется еще целая масса новых оценок. Например, оценка индивидуального прогресса. А как и кто его будет отслеживать? Сам учитель, или появится единая методика? Следующее - оценка личностных результатов обучения.  Но ее отразить  в рамках нынешней пятибалльной системы  невозможно! Далее оценка сформированности межпредметных умений: как ребенок может пользоваться тем багажом, который он получил на разных предметах, синтезировать, сочетать все эти знания и  применять на деле. Но кто будет осуществлять этот мониторинг - учитель, администрация, специально подготовленные кадры?

И, наконец, вопрос: а готов ли вообще к этому учитель? Не получится ли так, что  ни учителя, ни дети, ни их родители не поймут: а что, собственно, и как будет оцениваться в новых стандартах?

И. Калина:

- Перефразирую знаменитое изречение: «всякое выступление наказуемо». Я вас,  Ольга Евгеньевна, приглашаю в члены рабочей группы по разработке стандартов общего образования. И вы проследите за тем, чтобы наши замечательные академики не разрабатывали нечто, что потом невозможно осуществить в реальной системе образования. 

По сути. На детей действительно возлагают огромные надежды. Многие родители, учителя хотят вырастить некоего гения методами, которыми тренировали гуттаперчевого мальчика, забывая про то, что он еще ребенок, что ему вообще-то предстоит  просто человеком вырасти. Это очень опасно.

Второе - по системе оценки. Я вообще думаю, что оценка имеет смысл, если она переходит в самооценку и  становится мотивом для развития человека. А если оценка внешняя и  он с ней не согласен, то она абсолютно бесполезна и ни на что не работает. Но это уже тема отдельного «круглого стола».

Очень важное понятие - межпредметность. Дискретность содержания школьного образования опасна. Если мы на уроке физики не обращаемся к тому, чему научился ребенок на уроке математики и химии, то кто же из детей нам поверит, что то, что он изучает в школе, вообще когда-нибудь будет востребовано?

Учу чему хочу?

А. Милкус:

- Уходим ли мы от трех составных школьной программы - федерального, регионального и школьного компонентов?

И. Калина:

- В новом стандарте будет две части: инвариантная и вариативная. Понятно, что в начальной школе большая часть основной образовательной программы - это инвариант, а какая-то незначительная часть - это вариатив. В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам экспертов, вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и потребностями учащихся данной школы.

В высшем же образовании вариативная часть еще более значима. Мы рассчитываем, что на уровне магистра вариатив может превышать 50% и доходить, возможно, до 70% всей программы подготовки. В бакалавриате эти цифры, естественно, меньше.

И инвариантная, и вариативная части финансируются из бюджета. Но вариативная часть содержательно наполняется самим образовательным учреждением, исходя из потребностей и запросов учеников или студентов. Так что школы ни в коей мере не потеряют возможности формировать учебную программу с учетом потребностей родителей и учеников конкретного региона. 

Изменения в высшей школе

Ю. Крупин:

- Принципиальное отличие от стандартов прошлого поколения в высшей школе заключается в том, что в новом стандарте реализуется компетентностный подход. И это не простой набор знаний, который раньше существовал. Это действительно та самая связь с работодателем, с мнением в том числе и академического сообщества. Самое главное, чтобы эти компетенции легли в основу образовательной программы.

Есть еще понятие региональной потребности. Поэтому вузам в регионах необходимо доработать и собственные компетенции, которыми, по их мнению, должен обладать их выпускник, чтобы быть востребованным на местном рынке труда.

Очень, мне кажется, важный момент связан с вариативной составляющей стандарта. Скажем, в рамках направления металлургии, которой, в частности, мы занимаемся, необходимо интегрировать десять профилей. Это бывшие десять специальностей на уровне бакалаврской подготовки. Понятно, что, если нет вариативной составляющей, реализовать такое множество профилей просто невозможно. Кроме того, стандарт повышает академическую мобильность студента, что тоже немаловажно.

М. Алимов:

- Я хочу продолжить мысль Юрия Александровича. Несмотря на то, что представляю здесь среднюю школу. Проблема компетентностного подхода на самом деле очень важна. Я вспоминаю экзамен по мировой художественной культуре летом этого года.      9-классник сказать что-либо, уходя немножечко в сторону от того материала, который он подготовил, не в состоянии.

Потом молодой человек приходит на первый курс института, где уже абсолютно не понимает, чего от него хотят. А все потому что в школе у нас такой подход, детей «пичкают» знаниями вместо того, чтобы научить как использовать эти знания и умения в реальности.

С. Коршунов:

- Я хотел бы вспомнить историю. В конце 80-х годов  были жесткие учебные планы. Первое поколение стандартов появилось в начале 90-х годов -  тяжелое положение в промышленности, ушло распределение выпускников на производство. Начало XXI века - второе поколение стандартов. В Европе начались процессы интеграции, стала бурно развиваться экономика России. И, конечно, это вызвало потребность обновить те первые стандарты, которые были разработаны в начале 90-х годов.

И вот сейчас 2007 год, третье поколение стандартов. Это, безусловно, отклик на реализацию болонского  процесса в России, но не только. Часто связывают введение двухуровневой подготовки в России с болонским процессом. Отнюдь нет! Она введена задолго до него. В царской России были бакалавры и магистры. Столыпин, например, был бакалавром, а Сорокин, лидер правых эсеров, был магистром. Эта система не нова, ее и Дмитрий Иванович Менделеев проповедовал, и Алексей Николаевич Косыгин.

Современные стандарты делают систему подготовки в высшей школе более гибкой.

Как новые стандарты помогут учителю?

И. Калина:

- В новой структуре стандарта предусматриваются требования к условиям реализации образовательных программ, и в первую очередь кадровых.

Если бы я сейчас провел опрос «Какой предмет вы лучше всего из школы помните или почему выбрали ту или иную специальность?», то от многих бы услышал ответ: мне повезло на учителя по предмету. И это замечательно, что повезло. Но не может система, которая учит 14 миллионов школьников, надеяться на то, что всем 14 миллионам повезет. А что делать тогда с теми, кому не повезло? Сказать, что сегодня все 14 миллионов школьников по всем предметам имеют таких учителей, это значит выдать желаемое за действительное. Еще раз повторюсь: структура стандарта в образовании - это система гарантий ученику и студенту.

Вводятся требования к условиям реализации образовательных программ, среди которых есть требование к кадровому обеспечению. И это заставит нас всех - и муниципалитеты, и директоров школ - добиваться того, чтобы по каждому предмету у каждого из 14 миллионов школьников в каждой школе был квалифицированный педагог.

Вот вы спросите: где же взять хороших учителей? Знаете, два года назад никто не верил, что все российские школы будут подключены к Интернету. Но это произошло. Так что не нужно уныния. У меня вчера была министр образования одного из регионов, которые перешли в рамках комплексных проектов модернизации образования на новую систему оплаты труда. Руководительница сама удивлена: повысилась не только средняя зарплата педагогов, но и, что самое главное, стали больше получать ведущие педагоги. После этого даже появилась очередь на работу учителем.

В системе образования идут очень важные изменения: оно становится качественнее, доступнее, современнее, возвращается уважение к труду учителя, педагога.


ВАЖНО!

После утверждения государственного образовательного стандарта стандарты по конкретным предметам и специальностям - как средней, так и высшей школы - будет принимать Минобрнауки РФ.

НАКОНЕЦ-ТО

Законы для системы современного образования приняты!

По сути, на прошлой неделе завершена многолетняя кропотливая работа по разработке образовательных законов, соответстующих современному уровню развития страны.  Госдума одобрила сразу несколько поправок в ключевые документы. Итак, теперь:

вводится государственный образовательный стандарт (тому, как он повлияет на жизнь школ и вузов, посвящен наш «круглый стол»);

вузы и научно-исследовательские учреждения смогут более тесно сотрудничать, и это должно повысить качество образования;

духовные образовательные учреждения смогут выдавать дипломы государственного образца;

работодатели смогут более активно участвовать в формировании заказа на молодых специалистов. Студенты будут получать профессии, востребованные на рынке труда.

Кроме того, недавно принят закон о двухуровневой системе высшего образования -  вузы смогут готовить бакалавров (диплом таких выпускников будет признаваться полноценным дипломом о получении высшего образования) и магистров.

Создана база, которая поможет средней и высшей школе развиваться в соответствии с требованиями времени, повысить качество образования, сделать его более доступным.

ВАЖНО!

Из чего состоит система гарантий качественного образования:

1. У каждого ученика по каждому предмету, если в институте - по каждому курсу должен быть высококвалифицированный преподаватель.

2. Процесс обучения должен проходить в современных высокотехнологичных условиях, с тем чтобы максимально экономить и эффективно использовать время жизни ученика или студента.

3. Должны быть уважительные по отношению к ученику культурно-бытовые условия в том учреждении, в котором он учится.

4. Нормальная, полноценная среда общения со сверстниками.

Максим Львов. Комсомольская правда.

Другие матералы рубрики: