Поволжский Образовательный Портал

Каких специалистов не хватает экономике? Самые востребованные специальности на рынке труда

Опубликовано 26 ноября 2007

Cостоялось очередное онлайн- заседание «Экспертного Клуба» - совместного проекта газеты "Известия" и Министерства образования и науки РФ. Тема онлайн-конференции: "Каких специалистов не хватает экономике? Самые востребованные специальности на рынке труда".

Кто нужен экономике сегодня и какая специальность станет наиболее популярной в ближайшем будущем? Влияют ли новые подходы к обучению на качество образования?

На эти и другие вопросы посетителей сайта www.izvestia.ru ответили:

•Алексей Перевертайло - заместитель руководителя отдела проектов в профессиональном образовании;

•Валерий Поляков - президент Кадрового объединения «Метрополис», кандидат экономических наук;

•Любовь Рузманова - директор ГОУ НПО «Профессиональный лицей №28» г. Пенза;

•Ольга Горелова - Генеральный директор Ромир Мониторинг.

14:04 Леонид, г.Ростов Какая доля выпускников НПО/СПО устраивается на работу по специальности?

Алексей Перевертайло - заместитель руководителя отдела проектов в профессиональном образовании: Экономическая ориентация системы профессионального образования означает непосредственное потребление результатов ее деятельности социально-экономической сферой региона. Потому показатель 'доля выпускников системы ПО, трудоустроившихся по окончанию учебного заведения по профессии / специальности обучения' наиболее применим для оценки соответствия выпуска системы ПО запросам рынка труда. Следует заметить, что традиционно используется иной показатель - 'доля выпускников системы НПО, трудоустроившихся по окончанию учебного заведения', который, как правило, мало информативен (учитывая призыв в ряды Вооруженных Сил, продолжение обучения в ВУЗах, проблемы закрепления на рабочем месте, например, из-за низкой зарплаты, плохих социальных условий, и т.д.). Кроме того, этот показатель формируется на основе внутренней (ведомственной) статистики системы образования, а выводы на их основе должны быть сделаны о внешних результатах (эффектах) работы системы ПО. Очевидно, что кроме внутриведомственной статистики, необходимо использовать для выводов и оценок данные социологических исследований. Практически 100% значение этого показателя может достигаться там, где ведется целевая подготовка по заказу работодателя. Но оно может и не достигать 100% с учетом подготовки учреждениями специалистов не только по основному своему профилю, и, возможно, по целевому заказу предприятий, но и таких, в основном, на внебюджетной основе, которые не востребованы на рынке труда, но активно востребованы населением: экономисты, бухгалтеры, менеджеры, юристы. Поскольку Национальный фонд подготовки кадров, который я представляю, является оператором достаточно крупных проектов в сфере образования, включая профессиональное образование, воспользуюсь в качестве примера некоторой имеющейся в нашем распоряжении статистикой. Так, например, по показателям ведомственной статистики одного из регионов (не будем его называть), доля трудоустроившихся выпускников учреждений НПО 2005 года составляет 82,2% от выпуска (без учета выпускников, призванных в Вооруженные силы, продолживших обучение и получивших 'свободное трудоустройство'). В то же время опрос выпускников системы НПО этого региона через год после выпуска, показывает, что только около 50% из выпускников трудоустраиваются сразу после окончания учебного заведения. В 2006 году, через год после окончания учебного заведения (то есть на момент социологического опроса) попробовали свои силы на рынке труда 65,7% выпускников 2005 года. При этом каждый четвертый (25%) утверждает, что содержание его работы никак не соответствует полученному диплому профессионального образования. Таким образом, несоответствие ведомственной статистики по этому показателю результатам отсроченного опроса выпускников свидетельствует о порочной практике искажения результатов в отчетах учреждений. Следует сразу сказать, что если такая ситуация (фактически 50% эффективности подготовки в системе ПО) была типична еще несколько лет назад, и была связана с несоответствием подготовки в учреждениях НПО/СПО требованиям региональных рынков труда в количественном и квалификационном разрезах, то сейчас картина с трудоустройством существенно улучшается за счет реализации региональных программ оптимизации профессионального образования, формирования регионального заказа на подготовку кадров, активному привлечению работодателей к формированию квалификационных требований, к процессу обучения и оценке образовательных результатов.

Любовь Рузманова - директор государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Пензенской области 'Мокшанский агротехнологический колледж': По данным Министерства образования и науки Пензенской области по специальности устраиваются 76% выпускников. В нашем учреждении - 78-80%. Остальные занимаются предпринимательской деятельностью, а юноши после службы в рядах Вооруженных Сил РФ остаются там по контракту.

14:12 Екатерина Новицкая Может ли система образования точно определить, сколько и каких специалистов нужно готовить?

Валерий Поляков - президент Кадрового объединения 'Метропоилис',кандидат экономических наук (в кадровом бизнесе с 1989 г.): В нашей стране проводился длительный и масштабный эксперимент по созданию плановой экономики. Предполагалось, что произволу рынка нужно противопоставить планомерную работу государственных органов по определению того, сколько и чего должно делаться в стране. Чем это закончилось, хорошо известно: Массовые дефициты с одновременным перепроизводством товаров, не пользующихся спросом. Выпускники вузов и учреждений профессионального образования вроде бы были исключением. Система распределения выпускников четко работала. Но это скорее внешне, чем по сути. На самом деле видимость эффективности системы обеспечивалось тем, что предприятия в директивном порядке обязывались принимать на работу выпускников согласно плану распределения. Когда все предприятия принадлежали государству, это было возможно. Но не в рыночной экономике, где частные предприятия сами решают, кого принимать на работу. В рыночной экономике учебные заведения (как государственные, так и частные) должны сами решать, каких специалистов они будут готовить, в каких количествах и пропорциях. Исключением могут быть только учебные заведения, готовящие специалистов для государственных структур и учреждений. То, что сейчас эта работа учебных заведений ведется неэффективно, очевидно для многих. Так, при общем сокращении численности населения страны количество выпускников вузов увеличилось с 455 тыс. чел. в 1993 году до 1255 тыс. чел. в 2006 году, т.е. более чем в 2,7 раза. В итоге получается перепроизводство выпускников вузов, которые не могут или не хотят работать по полученной специальности. И одновременная нехватка хорошо подготовленных профессионалов практически по всем специальностям. Можно посмотреть газеты и интернет-сайты с объявлением о вакансиях. У предприятий постоянно есть потребность в большом количестве самых разных работников. Если бы не было, не тратились бы деньги на публикацию вакансий, это теперь обычно 'платное' удовольствие и стоит оно довольно дорого. Каких специалистов не хватает экономике? Если смотреть в разрезе профессий и специальностей, то не хватает практически всех. Если смотреть в процессе реальной квалификации и профессиональной подготовленности, то не хватает хороших специалистов всех профилей, в том числе и молодых. Работа в условиях конкуренции приводит предприятие к пониманию того, что нанимать слабых работников - это ущерб для бизнеса. Теперь от краткого анализа и оценки ситуации в образовательной системе страны перейдем к выводам и предложениям для обсуждения:

1. Обеспечить (в том числе централизованно) правильное планирование того, сколько и каких специалистов нужно готовить, в принципе невозможно. У нас рыночная экономика, и производство специалистов должно и может регулировать в первую очередь рынком.

2. Резко повысившаяся доступность высшего образования уже привела к перепроизводству выпускников. Столько специалистов с высшим образованием нашей экономике не нужно. Но и закрывать административными мерами доступ к высшему образованию нельзя, это не рыночно и не демократично.

3. Ситуация в ближайшие годы существенно улучшится, когда придет время поступать в вузы тем, кто родился в первой половине 90-х годов. Имевшийся в то время спад рождаемости значительно сократит контингент претендентов на получение высшего образования. Вузы окажутся в ситуации обострения дефицита абитуриентов. Количество принимаемых на обучение студентов заметно уменьшится. Пострадают в первую очередь те вузы, которые не в состоянии давать своим выпускникам конкурентоспособное высшее образование (слабая учебная база, слабые преподавательские кадры и пр.) И это хорошо. Кризис с привлечением абитуриентов приведет к оздоровлению системы высшего образования. Слабые вузы будут вынуждены сокращать количество студентов, а некоторые вовсе могут закрыться. Одновременно сильные вузы, обеспечивающие более высокое качество обучения, станут еще сильнее.

4. Помощь государства, органов масс-медиа и общественных организаций по совершенствованию системы высшего образования может быть сосредоточены на следующих направлениях: - создание и распространение информации о реальном качестве образования в конкретных вузах. Основным критерием должны быть показатели трудоустройства и карьеры выпускников этих вузов; - концентрация финансовой поддержки на тех учебных заведениях, которые обеспечивают более высокое качество подготовки специалистов.

5. Стоит рассмотреть вопрос о введении двухступенчатой системы среднего образования (как сделано, например, в Великобритании). Общее среднее образование (9-10 лет обучения) позволяет идти работать и поступать в учреждения профессиональные образования, но не в вузы. Для поступления в вузы нужно получить дополнительное среднее образование (до 2 лет обучения). Такая мера поможет расширить профессиональное обучение таких специалистов (в том числе квалифицированных рабочих), которым высшее образование не нужно. Их сейчас особенно не хватает, и положение не улучшается.

6. Конкретная работа для выпускников вузов на конкретных предприятиях настолько разнообразна, что большинстве случаев вузы в принципе не могут давать готовых выпускников, которые уже получили в вузах все знания, нужные для работы. Поэтому упор должен быть сделан на формирование у выпускников желания и умения самостоятельно получать новые знания после вузов. Получать те знания и навыки, которые нужны для работы в том месте, на котором оказался выпускник после вуза.

7. Что касается прогнозов потребности в специалистах на 5-10 лет вперед, то они нужны, но важность их не следует переоценивать. За такой срок существенных изменений в структуре рынка труда не происходит. И те , кто сейчас решают, кого учить или куда пойти учиться, без особого риска могут исходить из реалий сегодняшнего рынка труда. Главное - не выбранная специальность, а получение добротного образования и правильный выбор учебного заведения. Плюс действия по соответствующему изменению взглядов на образование. Точно так же, как мы понимаем различия в качестве телевизоров или автомобилей, нужно учиться понимать различия в качестве образования.


14:20 Александр Есть ли данные о том, как оценивают уровень подготовки современных НПО и СПО работодатели?

Алексей Перевертайло: Отвечу так. В целом сейчас лишь на 30-40% бизнес устраивает качество государственного профессионального образования. Если совсем недавно продолжались взаимные бесперспективные упреки бизнеса и образования 'на разных языках': со стороны одних - 'вы плохо готовите, а мы платим налоги', со стороны других - 'скажите, сформулируйте, наконец, кого и как готовить, и обеспечьте подготовку кадров для вас своим непосредственным участием', то сейчас социально-экономическая ситуация в стране кардинально меняется. Не более 10% работодателей сегодня, по данным исследований Всероссийской общественной организации 'Деловая Россия', не желают иметь дело с государственной системой подготовки кадров, предпочитая развивать внутрифирменную подготовку, чтобы не заниматься 'доучиванием' выпускников НПО/СПО. Но простые экономические расчеты говорят о том, что даже для сильных предприятий это весьма накладно. Бизнес стал понимать, что квалифицированные кадры не удастся взять с улицы, их необходимо готовить, т.е. нужно формулировать заказ образованию. Образование, в свою очередь, также научилось говорить языком бизнеса, превращается из роли 'иждивенца экономики' в полноправного ее партнера. Речь идет о развитии в РФ системы государственно-частного партнерства, причем в самом широком его понимании. И это тема отдельного разговора. Сейчас же надо говорить о непосредственном участии бизнеса в создании профессиональных стандартов, в формировании корпоративного заказа на подготовку кадров, в определении содержания и технологий профессионального образования. Опыт реализации ПНПО говорит именно об этих примерах социального партнерства. Например, Новолипецкий металлургический комбинат выступил в роли 'базового предприятия' для профильного Профессионального училища №10 г. Липецка. Как отмечает, вице-президент по кадрам НЛМК С.Э. Цырлин, ежегодно они 'доучивают' на своем производстве 2 тыс. новичков (5% от общего состава), поскольку качество, получаемое в рамках ГОС НПО, их не устраивает. Т.е. проблема остается до конца нерешенной и сегодня. Вернее скажем, мы знаем, как ее решать, но остаются препятствия как внутри системы профессионального образования, так и вне ее, в том числе нормативно-правового характера. И решать ее надо в масштабах всей страны. Большие надежды сегодня возлагаются в этой связи и на введение профессиональных стандартов, на развитие российской системы сертификации персонала, на разработку образовательных стандартов третьего поколения, в основе которого лежит компетентный подход.

Любовь Рузманова: В настоящее время проводятся мониторинги оценки работодателями уровня подготовки специалиста НПО и СПО. По результатам исследований средняя оценка - 'удовлетворительно'. Для работодателей необходимы высококвалифицированные специалисты по выполнению определенных технологических операций.

14:30 Николай Заметны ли какие-то различия в уровне подготовки выпускников инновационных образовательных учреждений?

Любовь Рузманова: Из-за малого срока реализации инновационной образовательной программы говорить о результатах еще рано. Но тенденция улучшения уровня подготовки наблюдается уже сейчас, так как приобретенное современное оборудование сразу используется в учебном процессе.

Алексей Перевертайло: Да заметны, и, причем, реально. Речь идет о коренных отличиях в качестве профессионального образования для тех учреждений профобразования, которые действительно определили свою миссию и стратегические направления в подготовке кадров для экономики конкретного региона. Но, сначала, давайте разберемся в определении понятия инновационности в профессиональном образовании. Рассматривая профессиональное образование в качестве ресурса развития экономики, а учреждения профобразования в качестве основных производителей кадров на рынке труда и образовательных услуг, понятие 'инновационности' профессионального образования и, соответственно, образовательных программ, следует рассматривать, прежде всего, в экономическом контексте. В макроэкономике существует немало определений инновационности - от 'развития' до 'качественного прорыва'. Могу сказать, что в программах участников ПНПО 'инновационность' понимается как открытость изменениям, проактивность управления, производство новых сигналов для рынков труда и образовательных услуг. Это - прежде всего разработка новых обучающих технологий, применение новых производственных технологий, существенно отличающихся от прежних и позволяющих приобрести значительное преимущество на рынке, получение не имеющего аналога продукта (образовательные программы и технологии, подготовленные кадры), востребованного на рынке, который позволяет либо открыть новый рынок, либо потеснить конкурентов на старом, это управленческие технологии, содержащие принципиально новые элементы, или примененные в нетрадиционном контексте. Иначе, инновационность - это превращение новых идей в успешные предприятия, которые завершаются производством качественно нового продукта, востребованного на рынке. Инновационные образовательные программы (ИОП) учреждений - участников проекта представляют собой комплексы объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий по введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей. Эти программы предусматривают:

- применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных методов организации образовательного процесса и обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;

- высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;

- интеграцию образования и производства;

- формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. Таких учреждений, использующих инновационный подход, поверьте, немало в России. Это - точки роста качества образования. Так, победители ПНПО видят результатами своих инновационных проектов:

1. Новые организационные формы учреждений НПО/СПО:

- создание ресурсных центров профессионального образования;

- интеграция уровней начального и среднего профессионального образования;

- разработка механизмов многоучредительства.

2. Создание и развитие инновационных образовательных ресурсов, включая разработку предложений к государственным образовательным стандартам, учебным планам и программам:

- разработка и реализация новых учебных планов, из них для подготовки по новым профессиям, в соответствии с разработанными стандартами по новым специальностям;

- разработка новых образовательных программ, из них для подготовки по новым профессиям, модульные учебные программы, программы краткосрочной подготовки, программы производственной практики;

-создание учебно-методических комплектов;

- проекты ФГОС по новым специальностям;

- новые профессии, специализации по которых организована подготовка с учетом потребностей работодателей, новые направления подготовки.

3. Отработка, формирование и распространение инновационных технологий и методик обучения:

- освоение новых форм производственной практики;

- освоение информационных технологий в преподавании дисциплин;

- использование дистанционных технологий, технологии сетевого, дистанционного и мультимедийного обучения, режим видеоконференций или Интернет трансляций, интерактивные системы сетевого тестирования и т.д.;

- формирование банка цифровых образовательных ресурсов;

- создание специализированных структурных подразделений, обеспечивающих методическое сопровождение инновационной деятельности, внедрение инновационных технологий и мониторинг результатов.

4.Расширение взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями

- Партнеры ОУ на рынке труда.

- Механизмы участия работодателей:

- В управлении учреждением, программой, проектами (Попечительские, управляющие советы, комиссии и др.);

- В формировании заказа на кадровую подготовку;

- В формировании списка специальных компетентностей и умений, организации проектов профессиональных стандартов, программ обучения;

- В планировании и организации подготовки и переподготовки действующего персонала;

- В организации и участии в экспертных процедурах - аттестация персонала ОУ; - сертификация квалификаций;

- Отбор и сопровождение студентов на стадии обучения.

- Инфраструктура учреждения, обеспечивающая взаимодействие с социальными партерами (ресурсные центры, учебные центры, маркетинговые службы, центры развития карьеры и др.)

5. Организация внешней оценки качества профессионального образования и сертификации выпускников учреждений. Создание современных систем менеджмента качества, в том числе основанных на стандарте ИСО 9001 - 2001; ¬ разработка с участием работодателей квалификационных характеристик, требований к профессиональным компетенциям и проектов профессиональных корпоративных стандартов, ¬ разработка и организационное оформление механизма независимой оценки качества обучения с участием работодателей; создание центров / служб сертификации профессиональных квалификаций выпускников с участием работодателей региона, инновационных учебных центров по подготовке и аттестации, переподготовке и сертификации специалистов.

14:41 Светлана, С-Петербург Какие специальности сейчас наиболее востребованы на рынке?

Алексей Перевертайло: В учреждениях всерьез озаботились этой проблемой - создаются такие действенные структурные подразделения, как маркетинговые службы, центры сопровождения профессиональной карьеры, растет число прямых договоров с предприятиями на целевую подготовку. Мы имеем примеры 76 победителей конкурса ПНПО государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы из 40 регионов России. Например, за последние три года всего трудоустроено 84% выпускников участника ПНПО - ОГОУ НПО "Профессиональный лицей №7 г. Воронежа" по профессиям сварщик (электросварочные и газосварочные работы), монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, автомеханик, из них по прямым договорам с предприятиями и организациями - 56 %, по индивидуальным - 28 %. Возросло трудоустройство выпускников другого участника ПНПО - ГОУ НПО "Профессиональное училище №14" Тюменской области по профессиям судоремонтник, сварщик и др. с 84,3% в 2003 году до 99,6% в 2006 году. Следующим образом выглядят данные по трудоустройству выпускников ГОУ СПО "Новосибирский химико-технологический колледж им Д.И.Менделеева" в 2006 г.в разрезе специальностей:

- 240308 'Аналитический контроль качества химических соединений' Трудоустроенные / продолжающие обучение в ВУЗах 90 % / 10 % ;

- 280201 'Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов' Трудоустроенные / призванные в ряды российской армии 95 % / 5 %;

- 240503 'Производство изделий и покрытий из полимерных материалов' Трудоустроенные / призванные в ряды российской армии 79 % / 21 % ;

- 240404 'Переработка нефти и газа' Трудоустроенные / призванные в ряды российской армии 78 % / 22 %.

Любовь Рузманова: В нашем регионе наиболее востребованы профессии производственных сфер - агрономы, животноводы, трактористы-машинисты широкого профиля, бульдозеристы, экскаваторщики, токари, газоэлектросварщики и т.д.

Ольга Горелова - Генеральный директор Ромир Мониторинг: Наиболее дефицитны сегодня на рынке труда квалифицированные рабочие, так называемые 'синие воротнички'. Однако перечень наиболее востребованных специальностей и профессий отличается для различных регионов. Мы как раз сейчас завершаем исследование по этой проблематике. Пока рано подводить окончательные итоги, однако уже сегодня можно сказать, что наиболее востребованной профессией практически во всех регионах является сварщик. Второе место по востребованности занимают профессии и специальности, связанные с технической эксплуатацией и обслуживанием электрического и электромеханического оборудования. Особенно в представителях данных профессий заинтересованы в Сургуте, Тверской области, Челябинске, Нижнем Тагиле. В Татарстане, Пензенской области и в Краснодарском крае наиболее востребованы механизаторы. В Магнитогорске, Тюменской и Воронежской областях рынок труда нуждается в станочниках широкого профиля и электрогазосварщиках. Кроме того, к востребованным относятся следующие профессии и специальности: организация перевозок и управление на транспорте (С-Петербург, Иркутск), токарь (Орск), машинист автокрана, бульдозера, экскаватора (Улан-Удэ, Тюменская область), слесарь по КИПиА (Татарстан, Тюменская область, Нижний Тагил), станочник и слесарь по металлообработке (Москва, Воронежская область), представители строительных профессий (Томск, Московская область, Челябинск, Иркутск)

14:49 alex Вот все говорят, что юристов и экономистов у нас перебор, а рабочих не хватает. А есть ли данные, выпускники какого уровня образования лучше устраиваются по специальности - начального, среднего или высшего?

Ольга Горелова: Я бы сказала, что это в большей степени зависит не от уровня образования - начальное - среднее или высшее, а от его качества. Большинство выпускников инновационных образовательных учреждений, внедряющих современные образовательные технологии, имеющие тесные связи с работодателями, успешно трудоустраиваются по полученным специальностям. В таких учебных заведениях процент успешно трудоустроившихся по специальности колеблется от 50% до 100%.

14:55 Ольга Петракова Каким образом Бизнес-структуры участвуют в развитии НПО и СПО? Какие инвестиции они делают помимо финансовых?

Любовь Рузманова: Так как мы готовим специалистов для АПК, то в соответствии с договорами о сотрудничестве (до приобретения новой техники), учащиеся имели возможность изучать и обслуживать новую технику на с/х предприятиях при прохождении учебной, производственной практики. Так же помогают запасными частями, семенным материалом, гербицидами и т.д.

15:02 Сергей Как старшеклассник может узнать, на кого ему пойти учиться?

Ольга Горелова: На сегодняшний день старшеклассники к сожалению в большей степени получают информацию о том, КУДА пойти учиться, а не на КОГО. Школьники зачастую имеют весьма туманное представление о современных профессиях. Лучше ситуация в тех регионах, где эффективно организованы профильные пробы в старшей школе.

15:09 Галина Алексеевна, преподаватель лицея Какие существуют условия для профессионального роста и профессиональной самореализации преподавателей?

Любовь Рузманова: В соответствии с планом повышения квалификации, разработанным в нашем учреждении, преподаватели и мастера производственного обучения каждые пять лет проходят целевые курсы по своему профилю через Институт повышения квалификации; ежегодно администрация учреждения организует краткосрочные курсы через УМО. В настоящее время по договору о сотрудничестве с Пензенской технологической академией проводятся курсы по программам:

- 'Система менеджмента качества образования учреждений НПО и СПО',

- 'Современные образовательные технологии в учебном процессе в учреждениях НПо и СПО' Семь сотрудников получают второе высшее образование по программам профессионального обучения:

- 'Машиностроение и технологическое оборудование',

- 'Экономика и управление', трое сотрудников, имеющие среднее, получают высшее профессиональное образование.

15:12 Евгений Какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем?

Ольга Горелова: Можно уверенно прогнозировать опережающий спрос на квалифицированные рабочие кадры.

15:14 Роман Урусов Позволяют ли инновации осуществлять долгосрочное кадровое планирование бизнес-структурам?

Любовь Рузманова: Проекты договоров о сотрудничестве на период 2007-2012 г.г. направлены в 18 предприятий АПК. В них предусмотрены не только работа обучающихся на предприятиях в период производственной практики, но и трудоустройство при выпуске. Такие договоры оформляются каждые пять лет.

15:27 Геннадий Подольский Мир усложняется с каждым днем, это не может не отражаться на экономике, производстве и, следовательно, образовании. Мне кажется, учебный процесс тоже должен изменяться, и здесь открывается широкое поле для научной работы. Так ли это?

Любовь Рузманова: Полностью согласна с Вашим мнением, и в рамках реализации Инновационных образовательных программ мы участвуем в экспериментальных и научных разработках по внедрению энергосберегающих технологий в сельском хозяйстве.

15:33 Елена Появляются ли новые специальности? Какие?

Любовь Рузманова: Подготовка специалистов в регионах осуществляется в соответствии с потребностями рынка труда. В связи с вводом в эксплуатацию крупнейшего тепличного хозяйства по выращиванию роз в нашем населенном пункте, разработана программная документация и планируется подготовка специалистов по профессии 'Мастер по растениеводству'. Предприятия АПК в современных условиях заинтересованы в переработке с/х продукции. Поэтому со следующего учебного года у нас начинается подготовка по профессии 'Хранение и переработка растениеводческой продукции'.

15:38 Шелест Алексей Есть мнение, что утраченный престиж рабочих профессий сейчас возвращается. То есть социальный заказ будет создавать спрос на квалифицированных специалистов. Будет ли в связи с этим увеличиваться конкуренция между НПО/СПО? Или она уже есть сейчас?

Любовь Рузманова: Спрос на квалифицированных специалистов остро ощущается уже 2-3 года и будет возрастать в связи со 'старением кадров'. Конкуренция между НПО и СПО связана, прежде всего, с демографическим спадом, уменьшением количества выпускников общеобразовательных учреждений на 20-30%.

15:41 Константин Горохов, Химки Говорят, что для повышения эффективности среднего и начального профессионального образования необходимо тесное взаимодействие самих НПо и СПО, средних школ и потенциальных работодателей. На каком уровне находится эта работа сейчас? Кто должен заниматься профориентацией? Министерство? Индустрия? НПО?

Любовь Рузманова:Инновационная образовательная программа нашего учебного заведения 'Программа развития социального партнерства в условиях региона' предусматривает тесное взаимодействие общеобразовательных и однопрофильных учреждений, Центра занятости населения, работодателей, органов муниципальных образований, Управления сельского хозяйства по формированию у учащихся мотивации к получению профессий, связанных с производственными сферами, в том числе с сельским хозяйством, по выполнению социального заказа на многоуровневую подготовку специалистов для АПК. Профориентационной работой должны заниматься все заинтересованные участники социального партнерства, в том числе с предоставлением социальной поддержки обучающимся по целевым направлениям от работодателей, с выплатой ежемесячных именных стипендий, предоставлением рабочих мест на период производственной практики и трудоустройстве, выплатой заработной платы не ниже средней региональной отраслевой.

С целью повышения соответствия результатов деятельности учреждений профессионального образования требованиям производства сейчас в России отрабатываются различные модели и механизмы взаимодействия бизнеса, рынка труда и системы профессионального образования, как сформированный и нормативно закрепленный механизм взаимодействия рынка профессиональных образовательных услуг и рынка рабочих мест. Необходимо внедрять эти уже отработанные в ряде регионов и отдельных учреждений механизмы. И делать это нужно как можно быстрее.

Одним из таких эффективных механизмов, безусловно, является приоритетный национальный проект, направленный при поддержке сильных учреждений и их управленческих команд на создание в регионах новых центров роста качества и эффективности.

Алексей Перевертайло.

 

Другие матералы рубрики:

Архив новостей

2017Последние новостиЯнварь