Поволжский Образовательный Портал

Первоначально главной задачей нацпроекта "Образование" считалось повышение качества образования, но выясняется, что руководство страны вынашивает более амбициозные планы

Опубликовано 29 ноября 2007

Первоначально главной задачей нацпроекта "Образование" считалось повышение качества образования. Цель более чем достойная, однако теперь выясняется, что руководство страны вынашивает более амбициозные планы. "Модернизация общественного образования должна выдвинуть новую модель российской школы в число наиболее перспективных и конкурентоспособных образовательных систем", - заявил первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Медведев на недавней встрече в Кремле с лидерами отечественного образования. Правда, когда это произойдет, Медведев уточнять не стал.

С точки зрения Дмитрия Медведева, нацпроект "Образование" вполне успешен уже сейчас. "Нам все-таки кое-что удалось сделать": выявлены лидеры, призванные стать локомотивами реформы системы образования; создаются условия для самореализации педагогов и целых учебных заведений; значительно улучшились условия обучения и оплаты труда учителей, рассказал он лидерам модернизации образования.

Вначале, по версии Медведева, произошел психологический перелом: нацпроект помог отдельным учителям и целым педагогическим коллективам выйти из спячки и заняться реализацией собственного творческого потенциала. И что особенно ценно, в дело включились и те, кто прежде не был замечены в активной деятельности: сельские школы и молодые учителя, подчеркнул он. "Так, победителями среди школ стали около 40 сельских общеобразовательных учреждений. А в числе лучших учителей - 30%. Это молодые люди со стажем работы до десяти лет. Причем показательно, что реальные достижения и интересные разработки предъявили практически все", - рассказал первый вице-премьер.

Рост интереса к нацпроекту со стороны образовательного сообщества привел к увеличению количества заявок на участие в конкурсах. А очевидные материальные перемены к лучшему подстегнули его еще больше: "реализация национального проекта позволила значительно улучшить условия обучения", - обрисовал ситуацию Медведев.

Однако главные достижения ожидаются на новом направлени и нацпроекта "Образование" - конкурсе регионов на комплексную модернизацию системы образования. "Это, наверное, такой апофеоз нашей работы", - считает первый зампред правительства.

Ведущим из них, по словам Медведева, является "внушительный рост заработной платы по учителям" (по данным последней видеоконференции министра образования и науки Андрей Фурсенко с регионами-победителями, он составил в среднем около 25%). И что особенно важно, подчеркивают в министерстве, заработки педагогов зависят теперь не от количества учебных часов, а от качества образования и квалификации учителя. Кроме того, новая схема оплаты труда позволяет платить педагогу не только за работу в классе, но и за внеклассные занятия - консультации, экскурсии, работу с родителями. Так что выгода от новой схемы налицо: по словам регионального начальства от образования, самые лучшие учителя получают в пилотных регионах вдвое больше, чем прежде, и намного больше своих менее квалифицированных коллег.

К 2009 году, пообещал глава Минобрнауки, опыт пилотных регионов будет распространен на всю Россию. Однако надеяться, что уже тогда российская система образования станет лучшей, преждевременно. Ей к тому времени предстоит лишь решить проблемы, выявившиеся в ходе реализации программы комплексной модернизации пилотных регионов. Главная из них - отсутствие деловой хватки у руководства школ и местных органов управления образованием. А без нее на местах не могут сейчас и не смогут в будущем с толком распорядиться собственными грантами. "Деньги надо уметь потратить. Мы их не разбазариваем, а используем на дело. А это очень трудная задача", - признал "МК" министр образования и науки Андрей Фурсенко.

На начало третьей декады ноября большинство регионов-победителей, принявших участие в видеоконференции с Минобрнауки, сумели освоить не более 20-30% выделенных им в качестве грантов бюджетных средств. А, скажем, Северная Осетия - и вовсе 2%. Теперь упущенное время придется компенсировать в сжатые сроки: все, что не будет потрачено до 20 декабря 2007 года, должно вернуться в государственную казну, а значит, будет потеряно для республиканских систем образования.

"Сложилась очень непростая ситуация", - констатировал Фурсенко. И "расшивать" ее будут с помощью повышения квалификации директоров школ и прочих управленцев от образования. В ближайшем будущем менеджерский ликбез станет еще одним направлением нацпроекта.

Другая проблема, ждущая своего решения, связана с переходом на нормативно-подушевое финансирование школы и новую систему оплаты труда учителей. Обратная сторона процесса - закрытие "нерентабельных" школ и сокращение педагогов. Уровень сокращений, как показывают дела в пилотных регионах, может быть довольно высоким - в Краснодарском крае, например, за неполный год закрылись 68 школ и были сокращены 1,5 тыс. учителей (в ряде школ количество сокращенных составило до 12% штата. Часть уволенных вышли на пенсию, а остальные трудоустроились с понижением квалификации - воспитателями детских садов и яслей).

В целом, правда, заверил "МК" ректор автономной некоммерческой образовательной организации "Институт образовательной политики "Эврика", председатель совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобрнауки Александр Адамский, количество сокращенных учителей даже в пик "оптимизации" их численности, который придется на 2008 год, не превысит 3-5% их нынешнего общего состава. Однако и в таких масштабах это будет "очень болезненный вопрос", не сомневается он.

"Решать, кого именно сокращать, будет сама школа, - рассказал он "МК". - Наверное, конфликты при сокращениях неизбежны. Тем не менее есть верный способ не допустить, чтобы конфликт перерос в склоку. Во-первых, процесс отбора кандидатов на увольнение должен быть гласным и прозрачным. Во-вторых, в принятии решения должно быть как можно больше участников: школьная администрация, родители, учительский профсоюз, школьные советы. Все они и разделят ответственность за принимаемые решения". Кстати, времени осталось не так много, а потому школам уже сейчас нужно озаботиться созданием п олноценных общественных (управляющих) советов, подчеркнул он "МК".

О том же, но другими словами, говорил на встрече с лидерами образования и Дмитрий Медведев. "Привлекайте к своим идеям новых сторонников. Помогайте совместно создавать лаборатории инновационного опыта. Ваш высокий потенциал - это движущая сила модернизации всего отечественного образования. Вашу победу ни в коем случае не следует рассматривать как финал нашей совместной работы. Напротив - это начало, старт для будущих дел", - подчеркнул первый вице-премьер.

СПРАВКА

В общей сложности за два года реализации нацпроекта "Образование" существенную финансовую и моральную господдержку получили 6 тыс. школ, более 70 учреждений начального и среднего специального образования, 57 вузов, 20 тыс. учителей и более 10 тыс. талантливых студентов и школьников. Это, по оценке Дмитрия Медведева, "очень мощная программа. Откровенно говоря, я даже не знаю, с чем ее сопоставить. Аналогов в мире вот такого рода крупному проекту, по-моему, просто нет".

За время существования нацпроекта за счет федеральных и региональных средств в общей сложности в школы были поставлены 32 тыс. комплектов оборудования, современные интерактивные доски. Полностью завершилось подключение школы к Интернету, а затем и полное обеспечение школьных компьютеров лицензионным программным обеспечением. Сельские школы получили еще и около 7 тыс. автобусов.

Победителями конкурса-апофеоза пока стал 21 регион. Однако в ноябре Минобрнауки объявило о начале следующего тура конкурса. Его победителями, как ожидается, станут еще больше 20 территорий. Под их пилотные проекты в 2007-2009 годах из федерального бюджета будет выделено более 14,5 млрд. руб.

По материалам газеты "Московский комсомолец".

Другие матералы рубрики: