Поволжский Образовательный Портал

Наблюдатели за коррупцией идут на экзамен

Опубликовано 07 июля 2008

До начала вступительных экзаменов в вузы остался ровно месяц. В то время как абитуриенты грызут гранит науки, а приемные комиссии готовятся принимать у них документы, Общество защиты прав потребителей образовательных услуг организует экспертные комиссии для борьбы с коррупцией и злоупотреблениями на вступительных экзаменах. Смогут ли эксперты победить коррупцию, пока непонятно.

В среду в МГИМО состоялся последний из четырех семинаров, которые проводило Общество защиты прав потребителей образовательных услуг с целью создать и обучить экспертные комиссии для контроля за проведением экзаменов. Проект, который организация проводит в сотрудничестве с Минобрнауки и Рособрнадзором, носит название «Абитуриент-2008». В состав комиссий входят представители различных общественных организаций: Российского союза молодежи, Студенческого парламентского клуба, Российской организации профсоюзов студентов, а также сами студенты государственных и негосударственных вузов и их родители. Они будут работать в 11 вузах России: в Ростове, Саратове, Новосибирске, Екатеринбурге, Воронеже. В Москве это будут МГИМО, МГТУ им. Баумана, РЭА им. Плеханова.

Комиссии призваны следить, чтобы экзамены проходили без нарушений. По мнению руководителей проекта, работа свободных наблюдателей поможет бороться с коррупцией в вузах.

Семинар открыл ректор МГИМО Анатолий Торкунов, который в своем кратком выступлении подчеркнул, что очень важно, чтобы в вузы поступали достойные ребята, а для этого необходимы совместные усилия как профессорского состава, так и общественных организаций. «Это послужит упрочению основ гражданского общества», — заключил ректор.

После этого председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Анатолий Сидоренко заявил: «Мы должны вести наблюдение за выполнением нормативно-правовой базы, чтобы для всех абитуриентов были созданы одинаковые условия для поступления». После чего объяснил, как будут работать экспертные комиссии.

Как сказал Сидоренко, важно контролировать прибытие абитуриентов в аудиторию. Поэтому свободные наблюдатели будут следить за тем, чтобы фотография абитуриента на экзаменационном листе соответствовала его наружности, а если это не так, наблюдатели обязаны воззвать к преподавателям, чтобы те приняли надлежащие меры. Кроме того, по словам Сидоренко, очень важно, чтобы у студентов с собой кроме ручки и экзаменационных листов ничего не было. «И никаких мобильников», — добавил он.

Кроме того, свободные наблюдатели перед началом экзамена должны разъяснить поступающим правила его проведения. Например, экзаменуемые со всей очевидностью должны осознать, что из аудитории они ни при каком условии не выйдут раньше, чем через два часа после начала экзамена, и даже в туалет отправятся в сопровождении одного из экспертов, а пробыть там смогут не дольше 15 минут. Листы с ответом при этом, разумеется, останутся на столе у экзаменатора.

Как подчеркнул Сидоренко, роль экспертов – наблюдать. Активно вмешиваться в процесс проведения экзамена они не могут, но обо всех нарушениях обязаны сообщать в вышестоящие инстанции, например, в ректорат. Ходить по аудитории им не рекомендуется, но если вдруг абитуриент разговаривает с абитуриентом или, что еще того хуже, с преподавателем, они должны срочно забить тревогу. Самое главное – это «не нервировать студентов. Они очень напряжены. Мы должны обеспечить им доброжелательную обстановку».

Следить экспертные комиссии будут не только за студентами, но и за педагогами.

Собранные после экзамена работы должны быть опечатаны не только печатью вуза, но и печатью экспертного совета.

А на следующий день, когда преподаватели придут проверять работы, свободные наблюдатели обязаны увериться в том, что у тех кроме красной ручки нет никакой другой, чтобы они никоим образом не смогли внести в работу абитуриента исправления. Но даже если проверяющему преподавателю и удастся пронести с собой, например, синюю ручку, шансов помочь тому или иному поступающему бдительные эксперты ему почти не оставляют: на экзаменационной работе ничего, кроме шифра написано быть не должно, говорят в Обществе защиты прав потребителей образовательных услуг.

Если после объявления результатов абитуриент остался недоволен своей оценкой, он, как водится, может подать на апелляцию. Сидоренко отметил, что преподаватели, которые принимают экзамен, которые его проверяют и которые разбирают дела по апелляции – это три совершенно разных группы преподавателей. По статистике МГИМО прошлого года из 107 таких апелляций оценки были повышены 27 абитуриентам. Кстати, меньше всего на экзаменам повезет обладателям неразборчивого почерка, ведь преподаватель вправе написать над любым из его пассажей: «Неразборчиво», и тогда абитуриенту прямая дорога на апелляцию. Хотя свободные наблюдатели в этом случае призваны встать на сторону абитуриента: «Мы на абитуриента смотрим, как на своего ребенка и делаем все, чтобы его защитить».

«Мы не должны мириться с тем, что есть – мы должны возрождать былую славу наших вузов, чтобы побеждали знания, а не кошелек!» — постулировал Сидоренко, завершая семинар.

Впрочем, будет ли от всех этих усилий реальная отдача, неизвестно. На вопрос «Газеты.Ru», действительно ли работа таких комиссий может способствовать борьбе с коррупцией, один из будущих экспертов, студентка МГТУ им. Баумана, ответила: «Если честно, то нет. Все места, которые должны быть куплены, уже куплены. А в остальных случаях, — возможно, мы способны что-то изменить…»

Марина Глазкова, gazeta.ru

Другие матералы рубрики: