Поволжский Образовательный Портал

Нобелевский лауреат Жорес Алферов: «Я счастлив, что мои родители не дожили до развала СССР!»

Опубликовано 14 октября 2008

- Любят все-таки люди драматизировать ситуацию в стране. Мол, вымрет нация скоро. А я надеюсь на лучшее. Мы, физики, всегда отличались замечательным чувством юмора. Я вот люблю шутить: «Россия – страна оптимистов! Пессимисты давно уехали», - улыбался Жорес Иванович на встрече с учеными Кольского научного центра в Апатитах, где побывал на этой неделе.

Сегодня Алферов – один из самых известных ученых-физиков не только России, но и мира. В КНЦ он побывал впервые, хотя в Мурманскую область приезжал 47 лет назад. Тогда он посетил Западную лицу, где осмотрел подводную лодку. За разработки в области полупроводников и микроэлектроники лаурят получил ряд научных премий, в том числе Ленинскую (1972 г.) и Нобелевскую (2000 г.). Сегодня на его счету огромное количество званий и наград. Алферов шутит, что сам знает далеко не все. Но как повлияло на жизнь ученого главное достижение, интересовало всех.

Премия принесла 100 миллионов «зеленых»!

- На этой неделе ученым вручают нобелевские премии. А что изменилось в вашей жизни после получения Нобелевки?

- Безусловно, это стало ярким событием и для меня, и, я думаю, для российской науки в целом. Непосредственно сразу же после получения Нобелевской награды в Госдуме шло рассмотрение бюджета на следующий год. И буквально на следующий день я выступал на заседании с предложением увеличить бюджет на науку. И действительно, была большая добавка на 2001 год – около ста миллионов долларов! –  жестикулирует ученый.  – Неплохо было бы, если бы премию присуждали российским ученым каждый год, потому что уже на 2002 год прибавку к бюджету мои заслуги не принесли. И я надеюсь, что на этой неделе получат наши ученые награды за свои достижения (увы, надежды Жореса Алферова не оправдались – Ред.).

«У нас реформы только ради реформирования»

Главная любовь в жизни Алферова – это наука. То, чем она живет, как развивается сегодня, - это предмет интересов Жореса Ивановича и его деятельного попечения.

- Как вы представляете себе развитие региональных центров развития науки? И какова, по вашему мнению, судьба Кольского научного центра?

- Лично я являюсь сторонником развития региональных научных центров. В 60-е, 70-е годы я много ездил в Новосибирский Академгородок, в прошлом году я был там четыре раза и вынужден признаться, что их отделение самое лучшее. В этом есть разные причины, например, меньше соблазнов, чем в Москве. Идея создания Академгородка - гениальная, он объединяет в себе и университет, и комплексный научный центр. По своему виду это можно сравнить с кампусами американских вузов, - вспоминает Алферов. – Кольский научный центр доказал свое право на развитие науки прежде всего возможностью фундаментальных исследований здесь. Нужно понимать, что для специалистов важно иметь возможность проводить исследования. И это не из-за денег делается, а из-за логики развития науки в данной области. Поэтому важно иметь достаточное базовое финансирование.

Если посмотреть на США, то у них оно огромное. Молодые ученые имеют возможность постоянной практики в исследовательских лабораториях. Это нормально. То же нужно и нам, пусть гранты будут лишь добавкой к основному финансированию.

Верните советскую школу!

Как выяснилось, Жорес Алферов отрицательно относится к современным реформам в сфере образования.

- Расскажите, вы довольны, как сегодня готовят к вузам учеников?

- Мне очень нравился метод, по которому сдавали экзамены во времена учебы моей мамы. Он назывался «бригадным». Это когда зачет сдают по несколько человек, на вопросы может отвечать один, а отметку получают все. В 44-м году у нас ввели раздельное обучение для мальчиков и девочек, традицией стала школьная форма. Все-таки советская школа, на мой взгляд, достигла очень достойных результатов, - говорит академик. – Я помню, как в 70-х годах мне приходилось работать в американском университете, и я был поражен низким уровнем знаний студентов младших курсов. Оказалось, что 12-летнее обучение в школах США по физике-математике далеко отставало от нашей десятилетки. Я отрицательно отношусь к системе ЕГЭ, считаю, что это не способ проверки знаний школьников. Переход на бакалавро-магистерскую систему я оправдываю только в том случае, если каждый получит возможность окончить вуз как магистр. И образование должно быть бесплатным, способности ребенка не должны определяться лишь кошельком родителей.

Мы теряем Северный морской путь

Огромной трагедией для академика Алферова стал не распад, а сознательный развал Советского Союза. Его обида и горечь хорошо представлены в одной фразе: «Я счастлив, что мои родители не дожили до этого времени!».

- Действительно, если бы мои мама и папа дожили до этого кошмара, то просто умерли бы в один день. На примере Кольского научного центра мы видим, как огромные богатства нашей страны не используются на благо всего народа. Например, сейчас мы теряем Северный морской путь, это связано к возможной ликвидацией атомного ледокольного флота. Да, у СССР  были огромные ошибки. Но от развала Союза несчастными стали десятки и сотни миллионов людей. От этого мы сегодня имеем глобальный кризис экономической системы. Даже если мы ограничимся экономическими последствиями развала Советского Союза – его можно квалифицировать только как катастрофу.

Конца света не будет!

- Представляет ли запуск в Швейцарии и Франции Большого адронного коллайдера опасность для человечества?

- То, что потрачены такие большие деньги на эту сложную систему – это говорит о важности этого мероприятия. Пройдет очень много времени, пока коллайдер заработает в полную силу. Ну, как говорится, это замечательно. Я уверен, что его запуск, наоборот, приведет к новым открытиям. Конца света не стоит бояться!

По материалам издания Комсомольская правда.

Другие матералы рубрики: